Путин призвал тратить

Восьмое послание <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/person/205777" target=_blank>Владимира Путина</a> Федеральному Собранию оказалось самым популистским. Вереница произнесенных им шестизначных цифр завораживала.

<b>Главная мысль послания</b> – пришло время тратить деньги, накопленные от продажи нефти и газа. На ваше благополучие, дорогие сограждане. На увеличение пенсий, на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, на развитие местного самоуправления, общедоступные библиотеки и науку, на развитие нанотехнологий.
<b>С экономической точки зрения </b>некоторые положения были загадочными, но с популистской точки зрения – абсолютно безупречными.
<b>На ремонт ветхого жилья </b>Путин предложил тратить деньги от приватизации госсобственности и продажи активов ЮКОСа. Красиво звучит, но только планы правительства по приватизации на ближайшие годы уж очень мизерные, а основные активы компании Ходорковского уже распроданы.
<b>Еще один названный </b>президентом источник доходов, – усиление налогового администрирования, "вывод из тени зарплат". Идея абсолютно правильная, но поверить в ее исполнение было бы легче, если бы президент вкратце определил современные механизмы контроля. Например, как в ЕС, где для этой цели под эгидой государства инициируется тотальное развитие электронной системы платежей. У нас же пока, по самым оптимистическим подсчетам, более половины платежей производятся наличными.
<b>Наша страна вышла</b> на первое место в мире по добыче нефти, – под гром аплодисментов поведал президент. И настоятельно порекомендовал начать, наконец, использование уничтожаемого сейчас при добыче нефти попутного газа. По-моему, интереснее было бы узнать от первого лица о перспективах разработки новых нефтяных и газовых месторождений.
<b>Из контекста послания </b>выходит, что государственную поддержку наконец получили новые приоритеты в энергетике – развитие атомных и гидроэлектростанций, использование богатых запасов угля. 12 триллионов инвестиций в эти направления поражают воображение и, нет сомнения, будут успешно освоены. И даже потребуются еще деньги, пока за электричество потребители будут платить не по рыночным ценам. Но слово "платить" непопулярно очень.
<b>Гораздо изящнее звучат </b>слова "интернет" и "нанотехнологии".
<b>Равитие нанотехнологий </b>Путин даже сравнил с советским атомным проектом. Слов нет, тот проект был велик, под него тысячи ученых перевели из лагерей в знаменитые "шаражки", и стали сносно кормить. Политологи в восторге от слов президента о нанотехнологиях. Прорыв в экономику знаний, выход на рынки высоких технологий. Замечательные слова. В США, признанном лидере на рынке высоких технологий, все эти слова тоже звучали и оставались на бумаге, пока там в 1980-м не приняли закон, по которому разработчики получали в собственность интеллектуальный продукт, созданный на государственные ассигнования. Затраченные государством деньги возвращались в виде налогов от прибыли за внедренные инновации. Именно после этого и случилась инновационная революция в США. Российские идеологи нанотехнологического прорыва семь лет добивались принятия похожего закона, но вместо него получили много денег и поддержку президента. Хватит ли этого для революции? Поживем – увидим. В местах не столь отдаленных ученых уже не осталось, самые талантливые давно уехали как раз за океан. Можно подождать новых Ломоносовых, для них президент пообещал восстановить все местные библиотеки, создать одну президентскую и даже одну мировую. Теперь, может быть, найдутся средства на реставрацию знаменитого Дома Пашкова, откуда есть и пошла Российская Государственная библиотека.