00:0021 сентября 200500:00
12просмотров
00:0021 сентября 2005
Торговые сети обрастают распределительными складами
СПб. Одним из путей оптимизации логистических процессов, по которому
уже пошли некоторые российские сети, является создание распределительного
центра.
Первые распределительные центры (РЦ) появились в России только в
конце 90-х гг. XX в., однако сейчас почти все крупные розничные сети уже имеют в
своей структуре РЦ или задумываются о его строительстве.
Российский
путь
Через РЦ, как правило, провозятся быстрореализуемые товары, за
исключением скоропортящихся продуктов питания. Также не имеет смысла доставлять
через РЦ в магазины товары тех поставщиков, у которых отлично развита
собственная логистика.
Интересно отметить, что если на Западе сети
начинают строительство РЦ, имея не менее 100 магазинов, то в России, где
логистические издержки гораздо выше, компании строят собственные
распределительные центры уже при 30 магазинах. Площадь РЦ зависит от
ассортиментной политики магазинов и интенсивности оборота товаров, но обычно
варьируется в диапазоне от 6 до 14 тыс. м2. Многие торговые сети строят РЦ "на
вырост", то есть объемы склада изначально превышают потребности сети. Чтобы
избежать неоправданных затрат, РЦ принимает на "абонентское" обслуживание
сторонние магазины и проводит самостоятельную деятельность по оптовой реализации
товаров.
Благодаря наличию РЦ сеть может централизованно закупать крупные
партии товаров и поддерживать оптимальный ассортимент в магазинах. За счет этого
достигаются минимальные закупочные цены, ускоряется оборачиваемость товарных
запасов и увеличиваются розничные продажи. Поставщики не всегда выполняют свои
обязанности и могут задержать поставки. Кроме того, продажи магазинов идут
неравномерно, всегда есть снижения объемов продаж и пики. Распределительный
центр выступает буфером, который накапливает запасы товаров на случай срыва
поставок. Он также позволяет сгладить колебания спроса на товары, увеличивая
объемы отгрузок в случае необходимости, например в праздничные дни. Кроме того,
оптимизируются торгово-технологические и складские операции, снижаются
эксплуатационные и другие издержки.
Одна дорога
К основным
достоинствам РЦ можно отнести возможность оптимизации транспортных потоков, что
сокращает нерациональное использование транспорта. Так, стоимость доставки
товара от дистрибьютора в каждый магазин сети может составлять 15% себестоимости
товара. А если производители поставляют продукцию только в одно место - в РЦ,
откуда розничные компании на своем транспорте развозят товары по магазинам, то
издержки на поставки товаров сокращаются как минимум на 5%.
Оптимизация
работы
Сеть, имеющая РЦ, может расчитывать на рост производительности
труда в магазинах, поскольку многие операции по подготовке товара к продаже
делаются в самом РЦ, там же оптимизируются работы по контролю качества товаров,
подтверждения соответствия (сертификация), комплектации праздничных наборов и
т.д. И наконец, наличие РЦ помогает сети расширить торговые площади, что
особенно актуально для магазинов, расположенных в крупных российских городах, у
которых иногда до 30% общей площади занимают зоны хранения.
Мартин
Арутюнян, директор по стратегическому развитию компании "i2 СНГ"