Издержки сокращаются в центре

Торговые сети обрастают распределительными складами

СПб. Одним из путей оптимизации логистических процессов, по которому уже пошли некоторые российские сети, является создание распределительного центра.
Первые распределительные центры (РЦ) появились в России только в конце 90-х гг. XX в., однако сейчас почти все крупные розничные сети уже имеют в своей структуре РЦ или задумываются о его строительстве.
Российский путь
Через РЦ, как правило, провозятся быстрореализуемые товары, за исключением скоропортящихся продуктов питания. Также не имеет смысла доставлять через РЦ в магазины товары тех поставщиков, у которых отлично развита собственная логистика.
Интересно отметить, что если на Западе сети начинают строительство РЦ, имея не менее 100 магазинов, то в России, где логистические издержки гораздо выше, компании строят собственные распределительные центры уже при 30 магазинах. Площадь РЦ зависит от ассортиментной политики магазинов и интенсивности оборота товаров, но обычно варьируется в диапазоне от 6 до 14 тыс. м2. Многие торговые сети строят РЦ "на вырост", то есть объемы склада изначально превышают потребности сети. Чтобы избежать неоправданных затрат, РЦ принимает на "абонентское" обслуживание сторонние магазины и проводит самостоятельную деятельность по оптовой реализации товаров.
Благодаря наличию РЦ сеть может централизованно закупать крупные партии товаров и поддерживать оптимальный ассортимент в магазинах. За счет этого достигаются минимальные закупочные цены, ускоряется оборачиваемость товарных запасов и увеличиваются розничные продажи. Поставщики не всегда выполняют свои обязанности и могут задержать поставки. Кроме того, продажи магазинов идут неравномерно, всегда есть снижения объемов продаж и пики. Распределительный центр выступает буфером, который накапливает запасы товаров на случай срыва поставок. Он также позволяет сгладить колебания спроса на товары, увеличивая объемы отгрузок в случае необходимости, например в праздничные дни. Кроме того, оптимизируются торгово-технологические и складские операции, снижаются эксплуатационные и другие издержки.
Одна дорога
К основным достоинствам РЦ можно отнести возможность оптимизации транспортных потоков, что сокращает нерациональное использование транспорта. Так, стоимость доставки товара от дистрибьютора в каждый магазин сети может составлять 15% себестоимости товара. А если производители поставляют продукцию только в одно место - в РЦ, откуда розничные компании на своем транспорте развозят товары по магазинам, то издержки на поставки товаров сокращаются как минимум на 5%.
Оптимизация работы
Сеть, имеющая РЦ, может расчитывать на рост производительности труда в магазинах, поскольку многие операции по подготовке товара к продаже делаются в самом РЦ, там же оптимизируются работы по контролю качества товаров, подтверждения соответствия (сертификация), комплектации праздничных наборов и т.д. И наконец, наличие РЦ помогает сети расширить торговые площади, что особенно актуально для магазинов, расположенных в крупных российских городах, у которых иногда до 30% общей площади занимают зоны хранения.
Мартин Арутюнян, директор по стратегическому развитию компании "i2 СНГ"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.