15:1424 июня 200515:14
26просмотров
15:1424 июня 2005
CitiBank в прошлом году вышел на рынок кредитования физических лиц в Петербурге, позиционируя свои кредиты как самый удобный способ получить заем. Корреспондент «Делового Петербурга» попытался взять кредит у CitiBank, и вот что из этого вышло.
CitiBank в прошлом году вышел на рынок кредитования физических лиц в Петербурге. Банк позиционирует свои кредиты как самый удобный, и простой способ получить заемные средства. Корреспондент «Делового Петербурга» попытался взять кредит у CitiBank, и вот что из этого вышло.<br><br>Все началось с того, что моя компания стала корпоративным клиентом CitiBank. Сотрудники получили возможность получить кредитные карточки – те самые, пресловутые. То есть не так, что ты сперва кладешь туда деньги, а потом, как понадобится, забираешь. Штука в том, что тебе на нее как бы уже положены кредитные деньги, которые ты можешь расходовать, периодически пополняя счет.<br><br><b>Идут!</b><br>Получить эту карточку оказалось легко. Менеджеры CitiBank паслись у нас в офисе несколько недель, фотографируя желающих получить карточки и помогая им заполнять анкеты. Затем было объявлено о возможности не только получить кредитную линию на карточку (несколько сот долларов), но и полноценный кредит. Его преимущество состояло в том, что сотрудникам корпоративного клиента CitiBank не требовались ни поручители, ни залоги. Просто напиши заявление, его в течение двух недель рассмотрят, позвонят, скажут, что согласны, и в течение трех дней средства окажутся на твоей кредитной карточке. <br><br>Я решил взять этот кредит и купить на него машину. Подержанную, не самую-самую, а просто машину. Меня прельщало то, что я не буду брать ее в кредит по схеме связанного кредитования, то есть не буду должен обязательно страховать ее там, где мне скажут кредиторы. Кроме того, она не будет на срок кредита принадлежать какому-то дяде как залог по кредиту.<br><br>Пригласить менеджера CitiBank и написать с ним заявление оказалось проще простого. По таблице, которую мне показал менеджер, выходило, что я могу рассчитывать на 200 тыс рублей на 4 года под 18% годовых. Именно эти условия кредитования я и попросил у CitiBank. С этого все и началось.<br><br><b>Разные дни</b><br>Ровнехонько через две недели, как мне и советовал менеджер я, не дожидаясь звонка из кредитного отдела банка, сам позвонил в службу телефонной поддержки клиентов. Там мне сказали, что мое заявление пока рассматривается, предложили на всякий случай отсчитать от даты написания заявления не просто 14 дней, а 14 банковских дней, и вежливо попрощались.<br><br>На следующий день мне позвонил гражданин из банка и сообщил радостную новость. По его словам, кредитный комитет банка выбрал меня едва ли не одного из миллиона, для того, чтобы предложить мне поучаствовать в новой программе банка. Вот просто так, безо всяких заявлений получить кредит на 94 тыс рублей. Просто сказать ему сейчас по телефону, что я согласен, и получить в течение все тех же пресловутых трех дней денежки на карточку. На мой недоуменный вопрос, про то, почему так мало, он сам удивился: «А разве вы у нас что-то просили?». «Хм…», - подумал я. И рассказал про то, что я уже написал заявление на кредит две недели назад и что вот-вот жду не какие-нибудь 94 тысячи, на которые крайне трудно купить какую-то машину, а полноценные 200 тыс рублей, на которые худо-бедно, но подержанную иномарочку присмотреть можно. Гражданин тоже похмыкал и сказал, что перезвонит. <br><br><b>Синица и журавль </b><br>Перезвонил скоро. Открыл неожиданные подробности. Оказывается, звонил он мне из Москвы, то есть, из головного офиса CitiBank, что там слыхом не слыхивали про мое заявление, которое я написал в петербургский филиал, и настоятельно рекомендовал мне «взять синицу в руки», потому как еще бабушка надвое сказала, дадут ли мне требуемый кредит в петербургском CitiBank. <br><br>Я опешил. Это как-то не вязалось с моими представлениями не просто об элементарной корпоративной этике, но и как-то с представлением о том, какие взаимоотношения должны быть у головного офиса компании с региональным отделением, которое компания усиленно пытается раскручивать. Я его спросил, дадут ли мне кредит, о котором я попросил, если я соглашусь на его предложение. Он ответил, что не уверен, и ему надо уточнить. Уточнял он два дня. Все это время я через каждые полчаса звонил в службу телефонной поддержки клиентов петербургского CitiBank и спрашивал, не утвердили ли мне кредит. Каждый раз мне с удовольствием сообщали, что я написал заявление на кредит такого-то числа, на рассмотрение он поступил такого-то, что стандартный срок рассмотрения заявки такой-то и что я вот-вот буду оповещен о радостном известии, и предлагали мне подписаться на услугу SMS-оповещения о состоянии моего счета в банке. Это было неприятно.
<b>Патриотизм</b>
В конце концов через уже знакомого мне менеджера в петербургском офисе я выяснил, что один кредит исключает другой (естественно). Я принял решение остаться верным родному местному филиалу, надеясь, заодно и получить достаточно денег для покупки вменяемой машины, а не драндулета из Тольятти. Поэтому, когда мне опять позвонил гражданин из Москвы с достоверной информацией, о том, что если я получу кредит в Москве, то Питер мне уже ничего не даст, и что надо срочно решать, я с сожалением сообщил ему, что остаюсь ждать питерский кредит. Он пожелал мне удачи.
<b>Счастливчик </b>
В итоге почти через месяц после того, как я написал заявление, вместо обещанных двух недель, мне позвонила приятная барышня уже из питерского отделения CitiBank и рассказала, что я таки попал в число счастливчиков, и что мне решено выдать….. 117 тыс рублей. И не просто так, а под 21% годовых (вместо ожидаемых 18%).
Замечательно, подумал я, дождался….. Посмотрев, на что мне хватит этих денег (а это мог оказаться либо 15-летный немец, либо тоже потрепанная десятка – от девятки моя жена наотрез отказалась). Грустно вздохнув, я согласился и на 117 тысяч, и на 21% годовых. Барышня сообщила мне, что в течение трех дней деньги окажутся у меня на карточке, и очень вежливо попрощалась. А я купил газету объявлений и начал искать подходящее мне авто. Искали с женой вместе, долго, азартно и с удовольствием.
<b>Начальство не в курсе</b>
Разумеется, через три дня денег на карточке не было. Не было их и через четыре, и через пять дней, и через неделю. Я впал в панику. Получается, что я вообще не куплю машину в этом году (потому, что поручителей с достаточно большой подтвержденной зарплатой у меня не найдется, а мне в залог предложить нечего). Мой знакомый менеджер из питерского филиала каждый день извинялся передо мной за задержку и говорил, что деньги вот-вот «упадут» на карточку. В конце концов, он сдался и предложил мне позвонить в московскую службу поддержки клиентов. Он сказал мне, что говорил с начальником его отдела, которая была очень удивлена и с рассказом о том, как его московские коллеги отбивают у них клиентов, и собственно высказанным мне предложением. Он сказал, что самолично видел «на экране компьютера», что мне было решено дать-таки именно 200 тыс руб, и под нормальный процент.
<b>Черный список</b>
Я позвонил в московский CitiBank. Знаете, что мне там сказали? Что мое заявление попало под более пристальное рассмотрение, что это связано с тем, что в CitiBank существует правило, согласно которому от одного корпоративного клиента может быть только определенное количество его сотрудников, которым дается кредит. Как раз я и не попал в этот лимит, так как в моей компании уже много кто получил кредит. Таким образом, мое заявление переведено в так называемый «длинный лист ожидания», и что решение по нему может быть вынесено не ранее, чем через три месяца. Вот, что он мне сказал. А заодно назвал мне свою фамилию и телефон, чтобы я мог на него ссылаться, хотя и не просил его об этом.
Я точно знал, что моя компания все пару месяцев является корпоративным клиентом CitiBank, и что большое количество моих сотрудников просто не могло еще получить кредит, по крайней мере, я ни знал ни одного из них. Естественно я не мог с этим спорить, так как повлиять на решение кредитного комитета, как известно совершенно нереально.
<b>Ревность</b>
Я решил, что московский офис, когда понял, что я буду брать кредит не у него, а в петербургском офисе, решил из вредности задержать мое заявление. Вроде как «Так не доставайся же ты никому!». Чтоб я на будущее знал, что когда мне звонят господа из Москвы, я должен все бросать и соглашаться на то, что они мне предлагают, тем более, когда так откровенно намекают на «синицу в руках».
Я позвонил опять моему знакомому менеджеру, с которым писал заявление и попросил прокомментировать эту информацию. Он опять очень извинялся и попросил время на то, чтобы объясниться со своим начальством. Он перезвонил мне на следующий день. Его петербургское начальство ничего не знало о «длинном листе» и было само, по его словам поражено этим известием. Мне сказали, что это какая-то ошибка, и что в ближайшее время вопрос прояснится.
<b>Профессионал</b>
Он и прояснился. Через три дня сплошной нервотрепки и выяснения, что к чему, я позвонил начальнику отдела по работе с корпоративными клиентами петербургского CitiBank и попросил ее разобраться, что к чему. Заодно высказал свое «фе» за то, что мне это все приходится выяснять самому, что за весь этот месяц никто, совершенно никто не удосужился мне позвонить и рассказать про трудности, с которыми столкнулось мое заявление. Она утвердила меня во мнении, что в CitiBank работают люди достойные звания сотрудников крупнейшей в мире корпорации. Она с трудом подбирала русский эквивалент английским финансовым терминам, иногда просто говоря их по-английски. Она сказала, что все это и правда очень странно.
<b>Предложение пятое</b>
Вечером того же дня (!!!!) мне позвонила очередная барышня из CitiBank (петербургского) и сказала… вы знаете, что она мне сказала??!!! Что CitiBank принял решения выдать мне кредит… на 200 тыс рублей под 20% годовых. Ох! – подумал я, - ну наконец-то. Я прослезился, я возлюбил CitiBank и всех людей, которые в нем работают. Я простил им все-все, что они мне говорили, и что делали. Я был счастлив, так же, как и моя жена, которой теперь не придется ездить на ржавой десятке. Деньги, само собой, пообещали положить на карточку в течение трех дней. Банковских дней.
<b>Счастье</b>
Мы опять бросились искать уже более вменяемую машину. Оказывается, как много счастья можно может принести небогатой молодой семье 7 тысяч долларов! На следующий день начальник отдела по работе с корпоративными клиентами позвонила мне и сказала, что задержка состояла в том, у меня не хватало нескольких дней до того, чтобы мой стаж по трудовой книжке совпал с требуемым в банке. Я сказал ей, что барышня мне уже позвонила и дала мне все-все, что я хотел от жизни.
Сами догадаетесь, что через три дня никаких денег на карточке не оказалось? Вместо этого мне позвонила барышня и сообщила.. что кредитный комитет CitiBank принял решение выдать мне кредит в размере… держите меня… 100 тыс рублей под 21% годовых… Я разозлился. Она застала меня в самый разгар рабочего дня. Я сказал ей, чтобы она сперва определилась, сколько конкретно они решили мне дать, а потом перезвонить и все рассказать.
<b>Калькулятор поломался</b>
Ну и что теперь. Моя жена была в истерике. Я тоже. Я опять позвонил начальнику отдела по работе с корпоративными клиентами. Я попросил ее объяснить, в чем дело. Я был предельно вежлив, потому что она извинилась передо мной. Она перезвонила через несколько часов и сказала, что в кредитном отделе изменился «кредитный калькулятор». Я сказал, что это очень плохо. Она поинтересовалось, что же конкретно меня не устраивает. «Вам мало денег?», - поинтересовалась она с легким гарвардским акцентом. Я сказал, что денег и, правда, мало.
Мало того, мне не нравится еще масса других разных всяких вещей. Например, почему мне за все это время никто ни разу не позвонил, чтобы рассказать о трудностях, с которыми сталкивались сотрудники кредитного отдела весь этот месяц. Почему мне самому приходилось все это время едва ли не каждый день звонить и вытягивать информацию о своем кредите (очень противоречивую, исключающую одна другую, а подчас и просто абсурдную). Она извинилась с гарвардским же акцентом. Она пообещала «инициировать» повторный звонок мне насчет 100 тыс рублей, если я все еще согласен. Моя жена сказала мне, что ей уже по фигу на машину. Она решила съездить на эти деньги в хороший отпуск. Я согласился с ней. Я сказал начальнику отдела, что я согласен «инициировать» повторный звонок.
<b>Позвоните позднее</b>
Никакого повторного звонка не последовало в течение трех дней. Я позвонил сперва в московскую службу телефонной поддержки клиентов, где мне сказали, что в статусе моего кредита значится «кредитная проверка». Мне предложили перезвонить на следующей неделе. Я позвонил ради интереса в петербургскую службу телефонной поддержки. Девушка там удивилась, что мне до сих пор никто не позвонил, чтобы согласовать со мной кредит. Я сказал, что мне звонили уже четыре раза, и это ни к чему до сих пор не привело. Она предложила перезвонить мне через неделю.
<b>Что мы потеряли</b>
Я отказался. На следующей неделе я уже буду на море. На свои. В течение 4 лет я должен был, возвращая кредит CitiBank, дополнительно отдать ему за пользование кредитом примерно 120 тыс рублей. Это столько бы они заработали, если бы выдали мне этот чертов кредит. Они не заработают на мне ни копейки. Я знаю, что 120 тыс рублей – это ничтожная сумма для такой огромной корпорации как CitiBank. Я знаю, что мое злорадство по этому поводу смешно. Просто я очень надеялся, что те, кто прикрывается мировыми брендами, хотя бы немножко постараются работать лучше, чем наши тетки в сберкассах. Я ошибся. Я не хочу экспансии мирового капитала в Россию. Я согласен со своим президентом в том, что его нужно серьезно ограничить. По крайней мере, до тех по, пока мировой капитал не придет к нам по-настоящему, а не только своим брендом, репутацию которого так вульгарно подмачивают российские партнеры уважаемых банков. Они не работали в этих корпорациях всю жизнь, им не дороги эти торговые марки. Поэтому они позволяют себе обращаться с ними как хотят. Я бы написал всю эту историю в головной офис CitiBank в США. На счастье, я даже знаю английский язык. Но я понял, что даже если я это сделаю, меня все равно могут попросить перезвонить через неделю. Я этого больше не хочу. Лучше я найду каких-нибудь симпатичных поручителей и возьму кредит в другом банке. А то и вовсе подкоплю денег и сам куплю машину, не переплачивая.