Алексей Иванов: "Для аудитора клиент не всегда прав"

СПб. Алексей Иванов стал первым российским партнером компании PricewaterhouseCoopers в Петербурге. Он не боится ни российских конкурентов, ни глобального аудиторского кризиса.

СПб. Алексей Иванов стал первым российским партнером компании PricewaterhouseCoopers в Петербурге. Он не боится ни российских конкурентов, ни глобального аудиторского кризиса.<BR> Более того, он уверен, что никакого кризиса и нет. <P> -- 15 лет назад PwC пришла в совершенно другую Россию. Бизнес был примерно такой: вагон тушенки из Владивостока отправляем в Брест, там меняем на туалетную бумагу, ее отправляем в Самарканд и меняем на дыни и т.д. С тех пор рынок сильно изменился, а насколько изменилось понимание вашей миссии в России? И как вы себя сейчас чувствуете?<BR> -- Хорошо (смеется). Особенности нашей работы обусловлены развитием экономики страны. Вначале было сложно, но ситуация постепенно улучшается. Во-первых, рынок стал регулируемым, появились "правила игры". Во-вторых, компании сами стали понимать, что крупные инвесторы неизбежно потребуют от них отчетности по международным стандартам и ее проверку аудитором мирового уровня. Развитие России сонаправлено с мировым, но идет гораздо быстрее. Тот путь, который западные страны проделали за 100-150 лет, мы преодолели за 10.<BR> Миссия PwC осталась неизменной -- повышать стоимость бизнеса наших клиентов. А вот сами клиенты и те задачи, которые они ставят перед нами, конечно, поменялись радикальным образом. Мы начинали в России с работы в основном с "дочками" крупных мировых компаний. А сейчас больше половины наших крупнейших клиентов -- российские компании. 10 лет назад самой востребованной услугой был аудит, а сейчас на долю аудита в составе доходов PwC в России приходится чуть больше половины.<BR> Динамичнее всего развивается спрос на консалтинг. Это связано с теми новыми задачами, которые приходится решать нашим клиентам, -- по управлению рисками, повышению эффективности бизнеса, в области налогообложения. Бизнес активно реструктуризируется, возникают холдинги, растет спрос на консультации по совершенствованию организационной, информационной, юридической структуры. <P> -- Такая работа предполагает достаточно высокий уровень развития систем управления у ваших клиентов. Значит ли это, что их круг по-прежнему ограничен "монстрами"?<BR> -- Клиенты стали более искушенными. Они лучше представляют себе, на какие вопросы мы, как консультанты, должны ответить. И хотя среди наших клиентов -- крупнейшие российские компании, в последнее время к нам все чаще обращаются и предприятия среднего масштаба.<BR> Компании, которые были бы полностью удовлетворены своим нынешним положением, -- редкость. Все заинтересованы в развитии, и значит -- в привлечении финансирования. Средние компании -- не исключение, они покупают аудит и другие услуги для повышения инвестиционной привлекательности своего бизнеса. <P> -- Но "малому-среднему" не нужна нью-йоркская биржа. Зачем ему международные стандарты и дорогостоящий консалтинг?<BR> -- Бизнесу для развития нужно финансирование, а чтобы его получить, нужна прозрачность. И это не зависит от размера фирмы. Четкое представление о бизнесе позволит собственнику увидеть возможности для повышения его эффективности и стоимости, а инвестору -- адекватно оценить риски и возможности, связанные с этим бизнесом. В качестве примера приведу такой: Киотский протокол, недавно ратифицированный Россией, предусматривает, что снижение воздействия предприятия на окружающую среду может стать для него дополнительным источником финансирования. Значит, станет востребованной оценка этого воздействия.<BR> Если говорить о МСФО, то скоро они будут обязательны для всех компаний. Банки уже готовят отчетность по МСФО. Принят в первом чтении Закон о консолидированной отчетности, обязывающий публичные компании отчитываться по МСФО за 2004 г. Полный переход российских компаний на МСФО ожидается к 2010 г., и наиболее дальновидные компании заблаговременно готовятся к этому переходу. Это позволит избежать ошибок и задержек в процессе подготовки отчетности по МСФО в будущем. <P> -- 15 лет назад вы были на рынке одни. Сейчас у вас сотни конкурентов, предлагающих свои услуги по более низкой цене. Более того, они обвиняют "большую четверку", и вас в том числе, в том, что вы заставляете клиентов переплачивать за бренд.<BR> -- Каждый клиент ищет то, что ему нужно. Понимаете, традиционный подход к аудиту -- это проверка цифр в бухгалтерских документах.<BR> Мы же рассматриваем аудит более широко, то есть сначала осмысливаем бизнес клиента и связанные с ним риски, систему внутреннего контроля, которая есть у компании, и уже затем определяем объем детальной проверки цифр. <P> -- Корпоративные скандалы последних лет показали, что громкое имя аудитора не спасает ни от ошибок, ни от злонамеренных действий менеджмента. Вы признаете, что имиджу аудита нанесен серьезный ущерб?<BR> -- О кризисе аудита я бы не стал говорить. Ответственность за скандалы несут все участники процесса формирования отчетности -- менеджмент компаний, законодательные органы, аналитики, аудиторы.<BR> Эти скандалы выявили недостатки всей системы отчетности и заставили нас, аудиторов, переосмыслить свою роль в процессе развития компаний и рынков. Сейчас нам всем пора выбирать новые направления, по которым нужно двигаться. И некоторые ориентиры уже видны.<BR> Это и система сертификации внутреннего контроля, которая введена в США требованием закона Сарбейнса-Оксли и позволяет готовить достоверную отчетность на уровень "глубже". Это и стандарты социальной отчетности, и отчеты об устойчивом развитии, и новый язык финансовой отчетности XBRL. Ряд российских компаний уже использует некоторые из перечисленных инициатив, которые не являются частью стандартной финансовой отчетности. <P> -- А насколько корректно применять международные стандарты на нашем рынке? Ведь у нас своя экономика.<BR> -- Дело не в том, что они международные, а в том, что они логичные и более понятные для владельца и инвестора, требования которых в России и за рубежом не отличаются.<BR> Когда-то и МСФО и независимый аудит казались чужеродной экзотикой -- сейчас это обычное дело. В этом есть и наша заслуга -- PricewaterhouseCoopers принимает участие в процессе трансформации российских стандартов отчетности. <P> -- Фактически вы формируете рынок сами для себя?<BR> -- Рынок, и это установлено законом, будут формировать саморегулирующие организации. Сейчас в России восемь профессиональных аудиторских сообществ, мы состоим в двух из них. Думаю, рано или поздно останется одно, которое и будет устанавливать правила, на основе консолидированного мнения всех участников. <P> -- Вас не пугает наступление "дешевых" конкурентов?<BR> -- Российские аудиторские фирмы становятся все более активными, в том числе в области международного аудита, и это позитивный процесс. Спрос на аудиторские и консультационные услуги со стороны российских компаний растет, и его невозможно удовлетворить силами одной "большой четверки". Важно, чтобы за низкими ценами не стояло низкое качество услуг, поскольку это наносит урон бизнесу и репутации аудитора. Если кто-то продает справки под названием аудиторской проверки -- это не наши конкуренты.<BR> По закону аудитор должен быть независим от проверяемой организации. Образно говоря, для аудитора клиент не всегда прав. <P> -- Как PwC строит свою кадровую политику в России? Есть у компании своя собственная система подбора и подготовки кадров?<BR> -- К нам приходят работать выпускники ведущих российских вузов. В Петербурге основной поставщик кадров -- Финэк, также мы сотрудничаем с экономическим факультетом СПбГУ, Инженерно-экономическим университетом и некоторыми другими. Мы набираем также стажеров -- студентов последних курсов, которые имеют возможность уделять часть времени работе, из них около 80% после годичной стажировки остаются у нас работать.<BR> Помимо студентов и выпускников мы привлекаем специалистов-практиков в области бухучета и аудита, налогов и т.д.<BR> Мы, безусловно, заинтересованы в таких специалистах, которые уже имеют опыт работы и могут принести дополнительную пользу и нам, и клиентам. Но основная часть набора у нас все-таки происходит на начальные позиции.<BR> -- И как вы оцениваете качество наших выпускников?<BR> -- Финэк и СПбГУ дают хорошие кадры.<BR> Не секрет, конечно, что есть вузы, в которых выпускники хорошие иногда не благодаря, а вопреки тому образованию, которое они получают. Нашему офису особенно повезло, поскольку в Петербурге качественная интеллектуальная база.<BR> Качество кадров здесь очень хорошее, даже по сравнению с Англией, где я работал в течение 5 лет.<BR> Полную версию см. на dp.ru <P> <B>биография</B><BR> - Родился в 1969 г. в Ленинграде, окончил экономический факультет Санкт-Петербургского Государственного университета, аспирантуру СПбГУ.<BR> - В PricewaterhouseCoopers работает с 1993 г.<BR> - С ноября 1993 г. по август 1998-го работал в PricewaterhouseCoopers в Великобритании.<BR> - В 1998 г. вернулся в петербургский офис компании, где летом 2004 г. стал партнером. Отвечает за предоставление аудиторских услуг в петербургском офисе, а также возглавляет направление по предоставлению услуг компаниям лесной и целлюлозно-бумажной промышленности и сельского хозяйства на территории России.<BR> <B>факты</B><BR> - Аудиторско-консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers пришла в Россию 15 лет назад. Политика и стандарты работы PwC оказали существенное влияние на становление российского рынка аудита в целом.<BR> - PricewaterhouseCoopers активно сотрудничает с администрациями Петербурга и Ленобласти по вопросам совершенствования местного законодательства.<BR> - PricewaterhouseCoopers предоставляет аудиторские и консультационные услуги, а также услуги в области налогообложения публичным и частным компаниям разных отраслей.<BR> - Имя PricewaterhouseCoopers используется всеми членами международной сети компаний PricewaterhouseCoopers International Limited в 144 странах, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.<BR> Источник: PricewaterhouseCoopers