Бизнес продают вместе с репутацией, персоналом и долгами

Как купить готовый бизнес

<B>Как купить готовый бизнес</B><BR> СПб. Покупка готового бизнеса ускоряет вхождение на рынок, экономит силы и время предпринимателя. Но в то же время такая сделка нередко сопровождается риском.<BR> Всех покупателей готового бизнеса можно условно разделить на профессиональных инвесторов и "непрофессионалов".<BR> Последние вкладывают средства в покупку предприятий, управление которыми рассматривается как процесс, не требующий специальных знаний. Но вместе с готовым делом можно приобрести долги, недобросовестный персонал<BR> и т.п. Инвестор, покупающий готовый бизнес, принимает его с названием, деловыми связями и репутацией.<BR> 1шаг<BR> <B>Цель</B><BR> Начинать необходимо с определения цели покупки бизнеса.<BR> Если цель покупки, помимо приобретения источника доходов, -- занятие активной жизненной позиции, то кроме денег понадобится масса идей для роста и развития бизнеса. Стоит учитывать, что на рынке готового бизнеса имеет значение не отрасль в целом, а успешность каждой конкретной компании.<BR> "Покупка готового бизнеса может быть дороже создания его с нуля. Но, приобретая готовый продукт, мы избавили себя от затрат, связанных с поиском подходящего места, от проблем с органами государственной власти и управления (таких, например, как получение лицензии). В итоге оказалось дешевле купить готовое. Окупить приобретение я рассчитываю за 10-12 месяцев", -- рассказывает Максим Папсуев, купивший магазин по продаже компьютерных дисков.<BR> 2шаг<BR> <B>Исследование</B><BR> Прежде чем купить, бизнес нужно оценить, причем не только по бумагам.<BR> Для принятия верного решения нелишним будет посетить компанию под видом клиента. Это позволит оценить широту ассортимента, уровень сервиса, компетентность персонала. При покупке пищевого производства стоит посетить магазины, в которых реализуется продукция заинтересовавшей компании.<BR> В общении с персоналом не стоит задавать вопросов, которые дают понять, что компания продается.<BR> 3шаг<BR> <B>Как искать</B><BR> Информацию о продаже бизнеса можно найти в бизнес-брокерских фирмах, интернете, средствах массовой информации, через риэлтеров и т. д.<BR> При обращении к риэлтерам стоит помнить, что они предлагают не сам бизнес, а помещение или право на его аренду. Подобная методика хороша, когда имущественный комплекс составляет более 60% стоимости предприятия.<BR> Обращение к собственникам компании, которая не выставляется на продажу, малорезультативно. В этом случае хозяева, даже если согласятся, будут играть на повышение цены.<BR> 4шаг<BR> <B>Проверка документов</B><BR> Инвестор, покупающий готовый бизнес, принимает его с названием, деловыми связями и репутацией.<BR> "Проверку следует начинать с оценки запрашиваемой цены, которая должна соответствовать доходности бизнеса, длительности договора аренды, наличию и состоянию основных средств, разрешительной документации, уровню развития сбытовой сети и т.п., -- говорит руководитель департамента малого бизнеса ООО "КГ "Магазин готового бизнеса" Роман Семчишин. -- Ответы на эти вопросы необходимо получить от продавца до внесения залога".<BR> Следует заранее определить "точки выхода" (пункты договора, дающие право покупателю отказаться от сделки в случае обнаружения недостатков), а также определить основания для снижения стоимости компании в зависимости от реально выявленного положения дел.<BR> Если продаваемая компания арендует свой офис или производственные площади, обязательно нужно встретиться с арендодателем и убедиться в том, что договор аренды будет пролонгирован. "На переговорах необходимо занимать гибкую позицию, поскольку в России мало компаний, реальные обороты и доходы которых подтверждаются бухгалтерским балансом", -- говорит Роман Семчишин. Существует множество косвенных признаков, по которым можно определить доходность бизнеса: от подсчета посетителей и среднего чека до визуальной оценки автомобилей собственников.<BR> 5шаг<BR> <B>Персонал</B><BR> Обычно фирму продают вместе с персоналом.<BR> Для большинства сотрудников смена собственника -- стресс, который может повлечь за собой мысли о смене работы. Бывает, что в этом заинтересован и новый собственник, если персонал его не устраивает. Если устраивает -- нужны меры для удержания сотрудников, от которых зависят отношения с ключевыми поставщиками и клиентами.<BR> "Вскоре после приобретения магазина автозапчастей я узнал, что он является своеобразным пунктом скупки краденого. Процесс, налаженный несколькими продавцами, работал идеально. Мне оставалось либо стать пособником и продлевать "отношения" с милицией, либо увольнять персонал. После смены персонала начались сложности с поставками товара, произошел отток постоянных клиентов", -- рассказал хозяин магазина, попросивший не называть его имя.<BR> Для удержания ключевых сотрудников можно предложить бывшему владельцу остаться работать в качестве ведущего специалиста или управляющего -- за процент от прибыли. Особенно, если он сам является ключевым специалистом в этой фирме. Тем самым можно снять с себя большинство технических вопросов, связанных с ведением бизнеса.<BR> 6шаг<BR> <B>Проверка</B><BR> Для проверки бизнеса необходимо привлечь специалистов: юриста, аудитора, инженера по оборудованию.<BR> Длительность покупки -- в среднем около месяца, в особенно сложных случаях -- до года. В это время устраняются выявленные недостатки. Происходит инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности, товарных остатков, остатков денежных средств на счетах и в кассе, которую удобнее проводить в первое число месяца.<BR> Стоит заранее определить, как будут распределяться доли среди новых собственников (если их несколько), кто будет директором. И продумать, что еще можно внести в новую редакцию устава (например коды ТНВЭД, если запланировано расширение ассортимента и видов деятельности). Это может помочь с процессом перерегистрации в дальнейшем. <P> <B>справка</B><BR> - компьютерный клуб -- от $20 тыс.<BR> - автостоянку на 40 машиномест -- от $17 тыс.<BR> - фотосалон -- от $10 тыс.<BR> - мини-пекарню -- от $15 тыс.<BR> - швейное производство -- от $15 тыс.-<BR> - производство плитки -- от $15 тыс.<BR> - агентство недвижимости -- от $15 тыс.<BR> - салон красоты -- от $8 тыс.<BR> - кадровое агентство -- от $6 тыс.<BR> - прокат видеокассет -- от $2,5 тыс. <P> <B>есть мнение</B><BR> Станислав Лозовский, директор ООО "Юридическая фирма "Свам":<BR> "Перед тем как внести задаток и приступить к процедуре проверки и передачи бизнеса, необходимо заключить соглашение о намерениях. Пункты, без которых сделка превращается в пустую формальность:<BR> 1. Сумма сделки, порядок и сроки расчетов.<BR> 2. Сроки проведения проверок документации, инвентаризации оборудования и имущества, кредиторской и дебиторской задолженности.<BR> 3. Получение подтверждения заявленных объемов чистой прибыли (по ретроспективным данным управленческого учета или путем замеров за переходный период).<BR> 4. Исключение опасности ухода персонала с продавцом.<BR> При проверке оборудования и имущества следует убедиться, что оно числится на балансе компании продавца и не находится в залоге, под кредитом или лизинговым договором".