17:4126 октября 200417:41
64просмотров
17:4126 октября 2004
Банкоматы подключают к сотовой связиПетербургские банки постепенно переводят свои банкоматы на беспроводную связь. Данные о проводимых клиентом операциях доставляются в банк «по воздуху». При этом, утверждают банкиры, перехватить зашифрованный
Петербургские банки постепенно переводят свои банкоматы на беспроводную связь. Данные о проводимых клиентом операциях доставляются в банк «по воздуху». При этом, утверждают банкиры, перехватить зашифрованный PIN – код, номер карты и информацию о состоянии счета невозможно. Перевод банкоматов на мобильную связь объясняют удобством этих технологий и необходимостью снижать издержки. А еще «мобильные банкоматы» не бояться дождей. <br>Петербургская дирекция ОАО «Урало-Сибирский банк» заявила о том, что до конца года как минимум 20% банкоматов банка будут работать на сотовых каналах связи. До «УралСиба» не многие банки, имеющие банкоматные сети в Петербурге, подключали банкоматы при помощи мобильных операторов. Связь с процессинговым центром банкомату традиционно обеспечивали фиксированные операторы (ПТС, Метроком и Петерстар) в том числе и по соображениям безопасности передачи данных.<br><br><br><b>Зачем переходят</b><br>«Процесс обслуживания банкомата довольно затратный сам по себе, - заявляет Алексей Дмитриев, начальник управления маркетинга Санкт-Петербургской дирекции ОАО «Урало-Сибирский банк», - поэтому мы изначально стремимся удешевить хотя бы услуги связи». По его словам, при подключении банкомата к фиксированной связи существует много проблем – недостаточно каналов связи, низкое качество линий, порой операторы внезапно расторгают договора или пересматривают абонентскую плату. «Проще поставить мобильник и не мучаться, - считает он, - к тому же при сравнительно одинаковых затратах организации канала у сотовых операторов происходит значительно оперативнее».<br><br><br><b>За один день </b><br>«С февраля 2004 года мы стали использовать для подключения части своих банкоматов (около 35%) услуги сотового оператора ОАО "Мегафон. Северо-западный филиал», - рассказывает Павел Филимоненок, заместитель председателя правления ОАО «Банк «Санкт-Петербург», - причем для подключения используется стандарт передачи данных GPRS, позволяющий существенно снизить стоимость одного канала связи». <br>По его словам, в настоящее время практически все базовые станции в северо-западном регионе поддерживают этот стандарт, и в отличии от фиксированных операторов, такая технология позволяет полностью запустить банкомат в работу в течении одного дня (ранее для этого требовались недели). <br><br><b>Кто ворует</b><br>Как удалось выяснить «ДП», помимо «Урало-Сибирского банка» и «Санкт-Петербурга», договора на обслуживание части банкоматов с сотовыми операторами существуют и у ЗАО «Балтийский банк», ОАО «ПСБ», филиала ОАО «Банк Москвы», Северо-Западного банка Сбербанка РФ и некоторых других. Как сообщили в ОАО «Мобильные ТелеСистемы», предложенный банкам вариант связи предусматривает дополнительное шифрование передачи данных. В ОАО «Мегафон» дополнительное шифрование не предусмотрено, однако организовать «перехват» данных могут исключительно работники сервисных служб компании, которых регулярно проверяет собственная служба безопасности, что практически исключает вероятность доступа к информации о банковских картах посторонних лиц.<br><br><b>Как происходит</b><br>Технология проста. Для обеспечении конфиденциальности передачи данных все передаваемые сообщения сначала подписываются цифровой подписью, а затем шифруются. Таким образом, через сети оператора проходит ничего не значащий беспорядочный набор символов, из которого получить какую-либо информацию практически невозможно. <br>Однако пока качество линий связи стандарта GPRS проигрывает качеству каналам некоторых фиксированных операторов. Поэтому банки самостоятельно модернизируют оборудование. В частности, банк "Санкт-Петербург" разработал специальные устройства, устанавливаемые в банкомат, которые постоянно проверяют наличие канала связи до процессингого центра и при необходимости автоматически перегружают сетевое оборудования для выполнения повторного входа в систему. <br><br><b>Далекие банкоматы </b><br>Целенаправленный перевод банкоматов на сотовую связь – новшество для Петербурга. Раньше банкиры использовали все мыслимые возможности для того, чтобы банкоматы работали исключительно на «проводах». И только в тех местах, где существовала физическая невозможность доступа к проводным каналам связи или затраты на прокладку кабеля превышали окупаемость банкомата, банкиры прибегали к помощи сотовых операторов, особо это не афишируя. «Местами сложного доступа» традиционно считаются удаленные территории (АЗС или городские трассы), а так же те места, где другими пользователями телефонов уже выбрана вся номерная емкость – в крупных магазинах или в бизнес-центрах.
<b>Заливают дожди </b>
Отказ от услуг фиксированных операторов связи (Петерстар, Метроком, ПТС и ряд других) и переход на сотовых операторов финансисты мотивируют снижением качества услуг, ограниченной емкостью каналов связи и снижением своих издержек на обслуживание банкоматов. Некоторые сетуют на то, что с наступлением дождей у всех операторов фиксированной связи Петербурга возникают проблемы с каналами связи – чаще всего, это временные разрывы сети, что приводит и к сбою связи банкомата с процессинговым центром банка. Технические сбои негативно сказываются как на имидже, так и на доходе банка: иногда такие сбои приводят к ситуации, когда происходит списание средств со счета клиента, а наличность ему не выдается. «Если бы операторы фиксированной связи выполняли свои обязательства, прописанные в договоре, мы бы не искали им альтернативу», - уверяет начальник отдела пластиковых карт банка, пожелавший остаться неназванным. По его словам, некоторые операторы не только безобразно оказывают услуги, но и часто изменяют свои расценки на эти услуги, в результате сложно рассчитать расходы банка на обслуживание банкомата.