Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

Евгения Котова

<B>Евгения Котова</B><BR> В последнее время на практике часто возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по порядку применения ст. 40 Налогового кодекса "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения". <P> Практика применения этой статьи уже сложилась не только между налогоплательщиками и налоговыми органами, но и в решениях арбитражного суда. В этой статье мы разберем некоторые положения и сложившуюся практику применения этой статьи.<BR> В п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ указано, что "если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен".<BR> Рыночная цена определяется согласно положениям, установленным ст. 40 Налогового кодекса, как цена, сложившаяся на рынке идентичных, а при их отсутствии -- однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях с учетом обычных при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами, надбавок к цене или скидок. Под "обычными", по мнению Минфина РФ (Письмо от 15 июня 2000 г. Є 04-02-05/1), следует понимать надбавки к цене и скидки, которые широко применяются в какой-либо сфере предпринимательской деятельности. Налоговые органы, осуществляя контроль за полнотой исчисления налогов, должны также учитывать и предоставляемые проверяемым налогоплательщикам скидки (с учетом размера скидок, основания их предоставления и так далее). При этом следует иметь в виду, что перечень оснований для предоставления скидок, приведенный в п. 3 ст. 40, носит примерный характер.<BR> В п. 2 ст. 40 НК РФ указано, что налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:<BR> 1) между взаимозависимыми лицами;<BR> (в. п. 1 ст. 20 НК РФ перечислены случаи, когда лица считаются взаимозависимыми для целей налогообложения: взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:<BR> * одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;<BR> * одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;<BR> * лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.<BR> В п. 2 ст. 20 НК РФ также указано, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). И на практике судами это применяется. Постановлением Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. 71, например, установлено, что налоговый орган правомерно посчитал заявителя и его контрагента взаимозависимыми лицами на том основании, что учредителями данных организаций являются одни и те же граждане, которые заинтересованы во взаимодействии своих организаций и установлении выгодных условий купли-продажи, и рассмотрел по существу вопрос о правильности расчета доначисленных налогов и пеней);<BR> 2) по товарообменным (бартерным) операциям;<BR> 3) при совершении внешнеторговых сделок;<BR> (на основании пп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе проверять правильность применения цен, предусмотренных только самим внешнеторговым контрактом. Так, например, если российская сторона -- покупатель по внешнеторговому контракту впоследствии реализует приобретенный товар, налоговые органы не вправе проверять правильность применения цен по последующим сделкам.<BR> Этой же точки зрения придерживается и арбитражный суд. ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 6 ноября 2001 г. А56-19901/01 указал, что довод налоговой инспекции о том, что в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ допускается проверка налоговым органом цен, предусмотренных не только в самом внешнеторговом контракте, но и в связанных с ним иных договорах, не может быть признан состоятельным, поскольку он основан на расширительном толковании норм закона, устанавливающих полномочия налоговых органов. В пп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ, как и в иных подпунктах того же пункта, приведен перечень только тех сделок, по которым налоговый орган уполномочен проверять цены. В том случае, если договор заключен между двумя российскими организациями, у налоговых органов отсутствует основание для проведения проверки правильности применения цен). <P> Евгения Котова, генеральный директор ООО "Аудит-Эврика", арбитражный заседатель Арбитражного суда СПб и ЛО, член Совета Аудиторской палаты СПб