00:0029 июля 200400:00
503просмотров
00:0029 июля 2004
Весь вечер за роялем
Весь вечер за роялем
СПб. Особнякумянцева.ояль Дунаевского. Музыка Шишкина. Исполняет
автор.
В дубовом зале огромного дома на Английской наб. на покойном кожаном
диване сидит человек с тросточкой, рядом на стульях устроилось еще
два-три десятка слушателей с цветами и программками в виде прозрачных
компакт-дисков, на которых фломастером написано "Рыба, какая рыба!",
"Чистая правда", "Все хорошо"... Стремительно появляется человек в
смокинге, бабочке и с бородой-лопатой, садится к роялю и начинает
играть грустную, лирическую, меланхолическую и местами "мокрую"
музыку.
Человек с бородой-лопатой -- дизайнер Василий Шишкин.
Деньги
Василий создал сотни товарных знаков (в том числе официальную
эмблему 300-летия Петербурга -- ромбик Петропавловки), собственную
дизайн-студию и выставку "Знак". Однако сейчас Василия музыка
интересует больше дизайна: он сочиняет, записывается, организует
концерты. И рассчитывает превратить сочинение музыки в доходный вид
деятельности.
"И знак и звук можно делать на заказ. Не скрою, хочу сделать музыку
в том числе приносящей прибыль, а не только радость выступлений для
друзей. Предложить музыку -- оптимистичную, законченную, мажорную,
фоновую -- к каким-то товарам. Фоновую, но не в дурном смысле этого
слова. Просто она не должна мешать восприятию самих товаров, а,
наоборот, помогать их приобретению", -- объясняет свою
композиторско-маркетинговую стратегию Василий Шишкин.
Дизайнер записал и издал диск "Тайны морских глубин". Тираж диска
составил 5000 экземпляров ("Когда я привез звуковые материалы в
компанию, которая выпускает эти диски, цена уменьшилась больше чем в 2
раза. За те деньги, за которые они предлагают другим сделать 2 тыс.
дисков, они напечатали 5 тыс.").
"У меня был контакт с компанией, которая продает оборудование для
дайвинга. Планировалось выпустить телепередачу, и я предложил написать
звуковой ряд. Так появилась композиция "Тайны морских глубин". А потом
я достроил ряд, чтобы отразить всю тематику морских глубин. "Памяти
павших моряков", "Акулы", "Брызги"... И это стало самостоятельным
продуктом, -- поведал Шишкин. --езультат получился неплохим. Это
меня утвердило в мысли, что можно делать музыку для конкретных
ресторанов, магазинов и пр. И эта тема -- необъятна. Хочу заявиться и
сказать: "Я пришел".
Контакты
Первый концерт Василия Шишкина состоялся в октябре 2003 г.
"Каждый год я делаю себе подарок на день рождения. В 1999 г. таким
подарком стала выставка "Знак", потом была выставка галстуков. А
увидеть зал людей, которые пришли на твой концерт, которые отсидели
все до конца, а потом встали и аплодируют -- это окупает все нервные
затраты", -- считает дизайнер.
После полудюжины публичных выступлений у Василия уже образовался
целый ритуал подготовки к концертам.
"Самый страшный момент, когда объявляют: "А вот теперь -- выходит
такой-то", когда же садишься за инструмент и начинаешь играть -- все
само собой льется", -- говорит Василий и продолжает, что в своей
немузыкальной жизни он вовсе не боится аудитории: "Я был комсомольским
вожаком и 1500 слушателей меня абсолютно не смущают. Но с музыкой
по-другому, тут очень велик энергетический контакт с залом. Во время
первого выступления я просто почувствовал, как мурашки бегут по спине
-- настолько сильным был позитив со стороны зала. На втором концерте,
наоборот, образовалась "стена", из-за того что в зале встретились два
человека, которые ненавидят друг друга".
Связи
Василий играет при каждом удобном случае, и даже не очень удобном.
Вспоминает, что однажды сел за фортепиано в баре на теплоходе в Нижнем
Новгороде. А после 15 минут джазовых импровизаций обнаружил на крышке
инструмента бутерброд с икрой, салат и рюмку водки. "Я люблю играть на
разных инструментах. Где бы я ни оказывался -- на Silja Line, на
пресс-конференции, посвященной "НТВ-Плюс" в Москве -- мы готовили зал
и там стоял роскошный концертный рояль. Каждый раз это незабываемые
ощущения. Боюсь показаться эротически развращенным -- чем-то это
напоминает интимные отношения с женщиной. Бывает, что человек и
инструмент не подходят друг другу, бывает, что на 100% соответствуют",
-- проводит параллели Василий Шишкин.
Василий -- большой специалист по эротике в товарных знаках, а также
в галстучной эротике. В музыке он также находит много эротических
параллелей.
"Язык музыки, наверное, самый чувственный язык из тех, что мне
известны. Любая романтичность так или иначе связана с темой секса, но
не просто примитивной связью самки и самца, а тонким деликатным языком
-- очень отдаленных и красивых ассоциаций", -- говорит дизайнер.
Прозрение
Концертная деятельность композитора Шишкина тесно переплетена со
знакотворчеством дизайнера Шишкина.
"Один из моих концертов состоялся в манеже на выставке "Знак". Там
очень хороший рояль, неплохая акустика Я уже сейчас точно не помню, но
была какая-то интрига, зрители думали, что пришли на семинар по
дизайну, а услышали музыку. Было холодно, и я играл в пальто, но
энергетика была очень хорошей, -- вспоминает Шишкин. -- В другой раз
меня пригласили в Тулу. Я в свое время участвовал в конкурсе "Золотая
блоха" и получил Гран-При. Местный Союз дизайнеров стал очень
настойчиво приглашать меня приехать еще раз. В итоге там состоялось
дизайнерско-музыкальное выступление. Все происходило в доме
Белобородова -- изобретателя хроматической гармоники".
Впрочем, ноты и брендинг связаны не только механическим путем.
"Для меня важна взаимосвязь графики и музыки. Нечто такое было со
Скрябиным. В его симфонической поэме "Прометей" была партия специально
для цветомузыкальной установки. Сама партия сохранилась, но никто не
знает, как это играть. Скрябин чувствовал соотношение звуков и
проецировал их на соотношение цветов.
Но у меня другой подход. Я -- дизайнер-график, и цвет почти не
чувствую. Но я мыслю форматом мелодии. Чувствуете параллель -- линия
на листе и мелодическая линия?! И когда я создаю знак, я обычно всегда
слушаю, как он звучит. Это может быть не мелодия, а набор звуков,
некое настроение. На одном из семинаров я показывал, как, к примеру,
звучит эмблема 300-летия Петербурга -- она точно кадрируется с моей
композицией под названием "Прозрение", -- рассказывает Василий Шишкин.
Тишина
Мелодическо-знаковая теория Шишкина звучит более чем наукообразно.
"Достичь взаимодействия со зрителем можно как с помощью звука, так и с
помощью знака, -- утверждает он. -- И то и другое -- два лаконичных
емких символа, которыми можно зашифровать всю информацию. Так же как
структура ДНК кодирует всего человека, так и знак или мелодия -- это
квинтэссенция, нечто, которое кодирует весь информационный потенциал о
каком-то предмете".
Как ни странно, несмотря на все это, Василий никогда не рисует под
музыку. "Я не смешиваю разные вещи. Я никогда не включаю музыку, когда
работаю за компьютером и делаю дизайн. Для меня музыка не является
фоном, не может быть вторичным, второстепенным. Все внешнее мешает,
как мешает запах, доносящийся с кухни, или плач ребенка в соседней
квартире", -- объясняет Василий Шишкин.
Более того, дизайнер признается, что вообще с определенного момента
перестал слушать музыку. "Я коллекционирую диски с фортепианной
музыкой, очень люблю джаз. Только одного Святотославаихтера у меня
дисков 60, но сейчас я не слушаю ничего. Точно также не смотрю журналы
и не покупаю книжки по дизайну. Дело в том, что в какой-то момент ты
оказываешься похож на губку, которая все что можно уже впитала. Сейчас
хочется эту губку отжать, и, когда она снова окажется сухой, можно
снова смотреть и слушать".
Цифры
5 часов музыки
сочинил Василий Шишкин