Бизнес танцует на цыпочках

Белые тапочки для балерины

<B>Белые тапочки для балерины</B><BR> СПб. Конечно, "в области балета мы впереди планеты всей", но в случае с отечественными пуантами ситуация примерно такая же, как с отечественными банками. <P> В том смысле, что большинство доверяет, но по возможности предпочитает швейцарские.<BR> Счет только профессиональных балерин в Петербурге идет на сотни, при этом солистка только за один спектакль может "сносить" две-три пары. Всего за год в городе, по приближенным оценкам, производится 15-20 тыс. балетных "тапочек". Общий объем рынка составляет 5-6 млн рублей в год.<BR> <B>Демонополизация</B><BR> До конца 1980-х гг. монополия по производству классической балетной обуви принадлежала мастерской при Мариинском театре. Сейчас монополия разрушена. Помимо Мариинки пуанты производят также ООО "Возрождение" и ООО "Классика". Впрочем, конкуренция между ними существует достаточно относительная. Так как мастерская при Мариинском театре по сей день делает пуанты исключительно для своих танцоров.<BR> Кроме того, на местном рынке работает московский магазин фирмы "Гришко".<BR> За месяц мастера Мариинки сшивают более 1000 пар. В то же время "Возрождение" и "Классика" даже вместе взятые дают только половину этого объема. Впрочем, ни для одной из этих мастерских шитье пуантов не является единственным бизнесом: "Возрождение" выпускает и декорации, театральные костюмы, головные уборы и пр., "Классика" же специализируется на театральной обуви и обуви для танцев.<BR> <B>Мариинские дети</B><BR> Ни одно профессиональное училище Петербурга не готовит мастеров-пуантистов. Сегодняшних местных производителей классической балетной обуви взрастила мастерская Мариинки. "Три девушки, одной из которых была я, окончив обувное училище, пришли в обувную мастерскую Мариинского. Пуанты мы учились шить где-то полгода. Решили уйти оттуда, потому что хотелось делать эту обувь доступной всем, кому она необходима", -- вспоминает мастер ООО "Возрождение" Юлия Кисуркина.<BR> "Сначала шили только пуанты и мягкую классику, потом расширили производство, потому что художники-заказчики заинтересованы в полном обеспечении театра. Сейчас у нас четыре мастера-пуантиста. Шьем для разных творческих коллективов, для балета Михайловского, для балета Эйфмана", -- перечисляет начальник производства обуви ООО "Возрождение" Татьяна Шуцкая.<BR> А в 1998 г., уволившись с должности художника-модельера обувного цеха все той же Мариинки, Елена Родичева решила открыть свое дело по шитью театральной обуви и основала фирму "Классика", директором которой стала дочь Елены, Наталия Родичева. "Обувной цех Мариинского театра шьет только для себя, а детские коллективы, которых в Петербурге более 100, скитаются и не знают, где приобрести необходимую театральную обувь. Это и стало основной причиной, по которой моя мама и я решили основать свою фирму. Сейчас шьем пуанты и для местных коллективов, и для коллективов из других городов и стран: балет Тачкина, балет Эйфмана, Вагановское училище, балеты из Германии, Японии, Бразилии -- наши постоянные заказчики", -- рассказывает Наталия. <P> <B>факты</B><BR> - Пуанты (от франц. pointe -- острие, кончик) имеют твердый носок, в основном изготовляются из розового атласа, закрепляются на ноге танцовщицы лентами.<BR> - По одной из версий считается, что первой прибегнула к техническим усовершенствованиям в балете Мария Тальони. Она стала пионером-балериной, использовавшей пуанты, и сделала их неотъемлемой составляющей классического балета.<BR> - Кроме того, существует версия, что первой встала на пуанты не только Мария Тальони, но и балерина Большого театра Екатерина Санковская (1816-1878 гг.).<BR> - На профессиональном языке пуанты порой называют "пальцами" или "касками" (ударение на втором слоге).