00:0007 апреля 200400:00
11просмотров
00:0007 апреля 2004
Жора Сракандаев, или Случайные совпадения
Жора Сракандаев, или Случайные совпадения<BR>
СПб. Говорят, слово в России -- великая сила. А писатель -- больше чем просто человек, быстро "клацающий" на компьютере.
<P>
В общем, что написано пером -- не вырубишь топором. Словосочетание "золотое перо" тоже, видимо, появилось неспроста. Говорят, фирма "Золотой Петушок" заплатила за упоминания замороженных полуфабрикатов в одной из недавних книжек Дарьи Донцовой $50.000. Однако иногда упоминания компании, бренда или же конкретной легко узнаваемой фамилии появляются на страницах книги помимо воли владельца. И просчитать последствия этих словообразующих действий на имидж достаточно сложно.<BR>
99 франков и 7 центов<BR>
Главный персонаж книги французского писателя Фредерика Бегбедер "99 франков" -- употребляющий кокаин креатор, который по ходу действия общается с огромной бездушной корпорацией -- производителем йогуртов Manon. Слоган у йогуртодела соответствующий -- "М-м Манон". Ироничная детективщица Донцова помянула в одном из своих произведений пельмени "Дарья" -- хоть и бесплатно, но не совсем в позитивном ключе. Но Пелевин преуспел на этом поприще гораздо больше. Главный отрицательный герой его последнего бестселлера "ДПП(NN)" -- владелец банка "Дельта-кредит" Жора Сракандаев. По ходу действия банкир облачается в ослиные уши, обнаруживает нетрадиционную сексуальную ориентацию, употребляет наркотики, организует незаконные операции по перекачиванию денег на счета иностранных оффшоров и пр. и пр. и пр. Правда, писатель (либо его издатели) предусмотрительно указал, что "фирмы, предприятия и действующие лица, встречающиеся в книге, являются плодом вымысла. Любое совпадение... является непреднамеренным и случайным".<BR>
Однако обсуждать эти случайные совпадения с представителями банка DeltaCredit оказалось сложно. Руководитель петербургского представительства Сергей Добролюбов был предельно краток. Он сообщил лишь, что никто из клиентов банка о "ДПП(NN)" не упоминал, сам он книги тоже не читал, и посоветовал обратиться в Москву, "там выскажут авторитетный комментарий". Директор по маркетингу банка DeltaCredit Виктория Кочеткова отреагировала на фамилию Пелевин достаточно болезненно. На вопрос об отношении к книге она сказала: "Я что-то слышала о книге, но не готова комментировать. Мне совсем не ясна связь между книгой и нами. Название нашего банка пишется латинскими буквами, при этом D и С -- с большой буквы. Слово "Дельта" вообще очень популярно. Есть Дельта-банк, авиакомпания "Дельта".<BR>
Директор по маркетингу компании "Дарья" Илья Гамов был настроен более благодушно: "Никакой реакции на Донцову не было вообще. Никто об этом никогда не вспоминал -- только наш директор по рекламе обратила внимание, хотя я не думаю, что она читает такие книжки. Вот если бы в "Гарри Поттере" фигурировало что-то про нашу продукцию -- это было бы круто".<BR>
<B>Вечные книжки</B><BR>
У именных литературных совпадений есть свои отрицательные и положительные стороны. Все в общем-то зависит только от тона. "Существует точка зрения, что гораздо важнее появляться в информационном поле в любом качестве, чем не появляться совсем. И если ты месяц не мелькал в СМИ, то пропал из сознания потребителя. Однако все сильно зависит от того, по каким каналам происходит трансляция. Человек, который транслирует свой образ через ТВ, действительно попадает в такое положение. Люди слушают телевизор вполуха и тут же фильтруют информацию. Поэтому, для того чтобы жить в сознании аудитории, главное -- постоянно появляться на экране. Притом не обязательно в положительном качестве. Для мозаичного мышления современного человека не важно, из каких фрагментов состоит информация, главное -- все крутится. Но для книг это неприемлемо. Книги -- хорошо запоминающийся канал трансляции информации. И омерзительный негатив имеет долговременное воздействие. Изменить ситуацию может только время. В романах Ильфа и Петрова тоже, наверно, упоминаются реально действовавшие лица и организации, однако теперь об этом никто не вспоминает", -- прокомментировал руководитель Высшей школы маркетинговых коммуникаций РГПУ им. Герцена Андрей Ульяновский.