Налоговый пресс сохранил вес

Реформа налогообложения нефтяной отрасли отложена

<B>Реформа налогообложения нефтяной отрасли отложена</B><BR> Рассмотрение вопроса об изменении налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль, запланированное Правительством РФ на 26 февраля, отложено. <P> На момент сдачи этого номера "ДП" в печать новая дата рассмотрения этого вопроса была неизвестна. Однако участники фондового рынка не сомневаются, что Правительство РФ неизбежно вернется к этому вопросу, и уже в следующем году налоговый пресс, давящий на нефтяников, усилится. Поэтому вчерашний перенос сроков обсуждения этой проблемы в правительстве на котировках акций практически не сказался.<BR> <B>Курс дан</B><BR> Вопрос увеличения налогообложения нефтяной отрасли был поднят Президентом РФ Владимиром Путиным в декабре 2003 г. на встрече с предпринимателями в Торгово-промышленной палате РФ. Тогда он заявил, что Правительство РФ думает над вопросом перераспределения сверхприбыли добывающих компаний и будет решать его совместно с представителями бизнес-сообщества. Инструментом же изъятия сверхприбыли нефтяных компаний Владимир Путин назвал не только пошлины, но и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Тогда же он напомнил, что во всех экономически развитых странах государство изымает у нефтяных компаний 80% сверхприбыли (оставляя нефтяникам 20%), а в России пока сверхприбыль делится пополам (в пропорции 50% на 50%). Если придерживаться западных образцов, доход государства от изъятия сверхприбыли в нефтяной отрасли должен увеличиться на $3 млрд.<BR> Ко вчерашнему заседанию правительства Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли к 12 февраля подготовили предложения об изменении законодательства, с тем чтобы увеличить налоговые поступления от нефтяной отрасли на $3,5 млрд. До того, как министерства согласовали свои позиции, из уст чиновников звучали предложения по увеличению налоговой нагрузки на нефтяников сразу на $6 млрд.<BR> <B>Прогрессивная шкала</B><BR> Рост налоговых поступлений от нефтяной отрасли, естественно, будет зависеть от мировых цен на нефть. Расчетный показатель в $3,5 млрд может быть достигнут в случае, если мировая конъюнктура останется такой же благоприятной, как в 2003 г.<BR> При прогнозируемой цене на нефть в размере $25/баррель, совокупный рост налоговой нагрузки отрасли составит $2,4 млрд. По прогнозам аналитиков ООО "Атон", более всего от изменения налогового режима пострадает "Татнефть", менее всего -- "Сибнефть".<BR> НДПИ планируется рассчитывать исходя из объема добытой нефти. Основное изменение -- это повышение базовой ставки до 416 рублей (сейчас 347 рублей) за 1 т. Внесены некоторые изменения в формулу, используемую для корректировки базовой ставки при изменении мировых цен на нефть.<BR> Таким образом, по мнению экспертов ООО "Атон", "новые принципы расчета НДПИ и пошлин фактически нивелируют потенциальные выгоды нефтяных компаний от роста цен выше $25 за баррель".<BR> По оценке аналитиков ЗАО "Пиоглобал Эссет Менеджмент", если предложения МЭРТ и Минфина будут приняты, налоговое бремя нефтяных компаний утяжелится так, что их справедливая стоимость снизится более чем на 30%. <P> <B>на заметку</B><BR> Минфин предлагает ввести новую шкалу экспортных пошлин: если баррель нефти будет стоить от $15 до $20, компании придется уплатить 35% от разницы между фактической ценой нефти и $15. Если нефть будет стоить от $20 до $25 за баррель, ставка повысится до $12,78 плюс 50% от разницы между $20 и фактической ценой нефти. Для цены свыше $25 за баррель ставка резко взмывает вверх: $31,03 плюс 70% от разницы между фактической ценой нефти и $25. По-прежнему не будет взиматься пошлина при цене до $15 за баррель. По расчетам ведомства, в бюджет дополнительно поступит $2 млрд. <P> <B>есть Мнение</B> <P> Иван Воробьев, аналитик ЗАО "Балтийское финансовое агентство":<BR> "Принципиальное решение повысить налоговую нагрузку на нефтяные компании в Правительстве РФ принято. Обсуждается лишь вопрос, на какую величину. Мы ожидаем значение от $2 млрд до $4 млрд в год. Важное значение будет иметь ответ на вопрос, будет ли государство изымать только сверхприбыли или в целом поднимет налоговые ставки.<BR> При текущем налогообложении государство при цене на нефть выше $25 за баррель забирает у нефтяных компаний в виде налогов $0,70 c каждого заработанного доллара. В 2003 г. нефтяные компании заплатили в виде налогов $28,7 млрд (без НДС), что составило 35% от их выручки по сравнению с 32% в 2002 г.<BR> При повышении НДПИ на $3 млрд в год рентабельность нефтяных компаний снизилась бы на 5-8%.<BR> Наиболее сильно пострадали бы компании с низкой рентабельностью, такие, как "Татнефть" и "ЛУКОЙЛ". В меньшей степени пострадали бы "Сибнефть" и "ЮКОС". <P> <B>есть Мнение</B> <P> Сергей Гриценко, аналитик ЗАО ИК "Элтра":<BR> "Сейчас нет ясности относительно того, как именно правительство планирует повысить ставку НДПИ в рамках реформы налогообложения нефтяной отрасли.<BR> Первый из возможных вариантов, предполагающий повышение только базового тарифа (сейчас -- 347 рублей за 1 т), является наихудшим решением, так как такой подход устанавливает единую налоговую нагрузку на месторождения с разной себестоимостью добычи нефти, что в свою очередь будет стимулировать компании, занимающиеся разработкой месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, к консервации скважин. Более всего от этого пострадают такие компании, как "Татнефть", "Башнефть", РИТЭК. Второй вариант подразумевает введение дифференцированной шкалы коэффициентов, которая будет учитывать сложность горно-геологического строения месторождений. Однако тут возникают проблемы административного характера. Ведь все знают, как нефтяные компании умеют пользоваться "административным ресурсом", и это наверняка приведет к искажению данных о характеристиках месторождений".