00:0016 января 200400:00
5просмотров
00:0016 января 2004
В Государственном Русском музее (Корпус Бенуа) открылась выставка работ Бориса Кустодиева, посвященная 125-летию со дня его рождения.
В Государственном Русском музее (Корпус Бенуа) открылась выставка работ Бориса Кустодиева, посвященная 125-летию со дня его рождения.<BR>
Среди 350 произведений -- не только знаменитая череда купчих и масленичных гуляк, но и менее известные широкой публике работы художника.<BR>
"Единственный сюжет моих картин -- это радость жизни", -- говорил Кустодиев.
<P>
<B>Страна Муравия</B><BR>
Художник, создавший свой особый мир, куда не было допуска ни бедам-несчастьям, ни плохой погоде. Маленький провинциальный городок где-то на Волге, немного похожий на родную Астрахань, -- такие же яркие краски зелени в знойный полдень и спелые фрукты. Только зелень ярче и фрукты спелее. Там дородные купчихи пьют чай из огромных самоваров, растут яблоки, краснее которых не бывает, и пекут бублики -- самые аппетитные на всем белом свете. Желанная страна Муравия, где не нужно прясть, ткать и работать, а все, что позволяется делать, -- это заниматься благостным ничегонеделанием. В этом безмятежном мире живут и реальные персонажи: жена художника, его дети да и сам Кустодиев, не удержавшийся от соблазна вписать свой портрет в галерею счастливых обладателей гражданства в этой райской стране, находящейся где-то очень далеко от большого мира.
<P>
<B>Праздник в честь II конгресса Коминтерна</B><BR>
Так далеко, что ни шум революции, ни выстрелы, вовсю пускаемые в лоб кустодиевским героям на "большой земле", не дошли до этого маленького мира. Не узнали там и о страшной болезни художника, на 10 последних лет жизни приковавшей его к креслу, ни о голоде, бушевавшем в Петрограде. И даже о том, что создатель и бог этого мира, художник Борис Кустодиев, ради прокорма семьи рисовал революционные плакаты и портреты Ленина на почтовой бумаге, брал заказы на изображение праздника в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого и "Большевика", водружающего красное знамя на крыше здания. Только вот взгляд у большевика уж очень страшный, а гипертрофированное знамя напоминает не то язык Змея Горыныча, не то -- кровавую реку. В "большом мире" художник не схалтурил, сработал на совесть. Но и своим не стал. И спел свою лебединую песнь во славу пышущей красотой и здоровьем "Русской Венеры".
<P>
1878 г.<BR>
Борис Кустодиев родился в семье священника в Астрахани.<BR>
1903 г.<BR>
Закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств. После окончания путешествовал по Франции и Испании, чтобы изучить творчество Веласкеса, своего любимого художника.<BR>
1904 г.<BR>
Вернулся на родину, поселился в Костромской губернии и стал работать как портретист.<BR>
1906 г.<BR>
Кустодиев стал членом художественного объединения "Мир Искусства". Александр Бенуа писал о нем: "Мне кажется, что настоящий Кустодиев -- это русская ярмарка, пестрятина, "глазастые ситцы", варварская "драка красок", русский посад, русское село с их лихими гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями".<BR>
1918 г.<BR>
Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.<BR>
1920-1921 гг.<BR>
По заказу Петроградского Совета Кустодиев пишет два красочных полотна, посвященных народным праздникам, -- "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" и "Ночной праздник на Неве".<BR>
1927 г.<BR>
Смерть художника.