Русский музей рассказывает сказки

В Государственном Русском музее (Корпус Бенуа) открылась выставка работ Бориса Кустодиева, посвященная 125-летию со дня его рождения.

В Государственном Русском музее (Корпус Бенуа) открылась выставка работ Бориса Кустодиева, посвященная 125-летию со дня его рождения.<BR> Среди 350 произведений -- не только знаменитая череда купчих и масленичных гуляк, но и менее известные широкой публике работы художника.<BR> "Единственный сюжет моих картин -- это радость жизни", -- говорил Кустодиев. <P> <B>Страна Муравия</B><BR> Художник, создавший свой особый мир, куда не было допуска ни бедам-несчастьям, ни плохой погоде. Маленький провинциальный городок где-то на Волге, немного похожий на родную Астрахань, -- такие же яркие краски зелени в знойный полдень и спелые фрукты. Только зелень ярче и фрукты спелее. Там дородные купчихи пьют чай из огромных самоваров, растут яблоки, краснее которых не бывает, и пекут бублики -- самые аппетитные на всем белом свете. Желанная страна Муравия, где не нужно прясть, ткать и работать, а все, что позволяется делать, -- это заниматься благостным ничегонеделанием. В этом безмятежном мире живут и реальные персонажи: жена художника, его дети да и сам Кустодиев, не удержавшийся от соблазна вписать свой портрет в галерею счастливых обладателей гражданства в этой райской стране, находящейся где-то очень далеко от большого мира. <P> <B>Праздник в честь II конгресса Коминтерна</B><BR> Так далеко, что ни шум революции, ни выстрелы, вовсю пускаемые в лоб кустодиевским героям на "большой земле", не дошли до этого маленького мира. Не узнали там и о страшной болезни художника, на 10 последних лет жизни приковавшей его к креслу, ни о голоде, бушевавшем в Петрограде. И даже о том, что создатель и бог этого мира, художник Борис Кустодиев, ради прокорма семьи рисовал революционные плакаты и портреты Ленина на почтовой бумаге, брал заказы на изображение праздника в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого и "Большевика", водружающего красное знамя на крыше здания. Только вот взгляд у большевика уж очень страшный, а гипертрофированное знамя напоминает не то язык Змея Горыныча, не то -- кровавую реку. В "большом мире" художник не схалтурил, сработал на совесть. Но и своим не стал. И спел свою лебединую песнь во славу пышущей красотой и здоровьем "Русской Венеры". <P> 1878 г.<BR> Борис Кустодиев родился в семье священника в Астрахани.<BR> 1903 г.<BR> Закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств. После окончания путешествовал по Франции и Испании, чтобы изучить творчество Веласкеса, своего любимого художника.<BR> 1904 г.<BR> Вернулся на родину, поселился в Костромской губернии и стал работать как портретист.<BR> 1906 г.<BR> Кустодиев стал членом художественного объединения "Мир Искусства". Александр Бенуа писал о нем: "Мне кажется, что настоящий Кустодиев -- это русская ярмарка, пестрятина, "глазастые ситцы", варварская "драка красок", русский посад, русское село с их лихими гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями".<BR> 1918 г.<BR> Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.<BR> 1920-1921 гг.<BR> По заказу Петроградского Совета Кустодиев пишет два красочных полотна, посвященных народным праздникам, -- "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" и "Ночной праздник на Неве".<BR> 1927 г.<BR> Смерть художника.