14:4719 декабря 200314:47
11просмотров
14:4719 декабря 2003
Молодой режиссер Петр Шерешевский сделал третью попытку покорения большой сцены Театра имени Комиссаржевской.
Молодой режиссер Петр Шерешевский сделал третью попытку покорения большой сцены Театра имени Комиссаржевской. Первые две провалились с треском, чем вызвали некоторое недоумение: в недлинной карьере Шерешевского не раз и не два случались хорошие спектакли.<BR>В свое время он поставил крайне неглупого "Вечного мужа" по Достоевскому, не поддался искушениям Леонида Андреева, разглядел лиризм у писателя Горького. Что понадобилось подающему надежды режиссеру от романа Эмиля Ажара (он же Ромен Гари) "Страхи царя Соломона" -- осталось загадкой.<BR><BR><B>Старики-разбойники</B><BR>Сюжет спектакля таков: молодой и очень похожий на уголовника таксист Жан (Александр Большаков, переигравший тьму бандитов в сериалах) встречает некоего мсье Соломона (Станислав Ландграф). Тот предлагает ему за отдельную плату стать добрым ангелом вышедшей в тираж пожилой эстрадной певички, с которой его связывают старая любовь, предательство, ненависть, отвращение, военные и интимные воспоминания и прочие французские штучки. Предложение устраивает таксиста, поскольку он и сам определенно чувствует в себе ангельские наклонности: как-то особенно верит в человечество и страшно жалеет погибающих птиц (в чудовищно грубых и провинциальных декорациях Олега Осколкова там и сям разбросаны игрушечные чайки). Мадемуазель Кора (Татьяна Самарина) живет с куклой на большой грампластинке и предается мечтам и отчаянию. Добрый ангел в виде любителя чаек сначала прикармливает даму фруктами, а потом, в порыве особенно вдохновенного приступа гуманизма, попросту "трахает" ее, как сказано в тексте. Чему пост-постбальзаковский возраст дамы не служит помехой.<BR>Анекдотически кроваво-красная простыня намекает нам на самоотверженность этого "Раскольникова наоборот", впрочем, довольно быстро входящего в состояние комического шока. В этот роковой миг публику ждет антракт, возвратившись после которого, зрители получают совершенно лишний второй акт. В нем Жан обретает молоденькую подружку, а старичок воссоединяется со старушкой (успевшей предпринять попытку суицида из-за любовных и прочих переживаний). Они собираются жить где-то в Ницце, у самого синего моря и, вероятно, ловить золотую рыбку (которая тонким намеком плавает на авансцене в аквариуме).<BR><BR>"Любовь холоднее смерти"<BR>Цитата принадлежит режиссеру Р.-В. Фассбиндеру. Для того чтобы сюжет Ажара не выглядел на сцене неловкой пародией на "парижскую жизнь" или сладкой пилюлей для "божьих одуванчиков" ("мне девяносто пять, дорогая, и у нас все еще впереди!"), надо обладать безжалостным фассбиндеровским чувством драматизма.<BR>Тогда сентиментальность обрела бы черты жизненной философии, а не насквозь фальшивого слюнтяйства. Тогда в истории маленькой, никому, кроме своего единственного старого поклонника, не нужной певички, проглянул бы сюжет "Тоски Вероники Фосс" о закате великих див прошлого -- от Марлен Дитрих до Марии Каллас. (Впрочем, пришлось бы менять распределение ролей -- подобная роль просто вне возможностей актрисы Татьяны Самариной, сыгравшей свою героиню очень скромной, домашней и непритязательной.)<BR>Тогда и мсье Соломон перестал бы походить на самодовольного брюзгу-резонера и, возможно, действительно напомнил бы о мудром библейском царе. Но Шерешевский превысил в спектакле меру допустимого компромисса, отчего чувство драматизма ему изменило самым непоправимым образом.<BR>Наверняка на эту печальную тему у царя Соломона найдется подходящая притча.