00:0018 ноября 200300:00
5просмотров
00:0018 ноября 2003
Россия нащупывает связь между ростом налоговой базы и доходами от налогов
<BR><BR><B>Россия нащупывает связь между ростом налоговой базы и доходами от налогов</B><BR><B>Правительство хочет и доходы не потерять, и налоговую нагрузку снизить</B><BR>Отечественные налогореформаторы пытаются переложить часть налоговой нагрузки с обрабатывающей промышленности на добывающую. Этим они рассчитывают привлечь капиталы в машиностроительные, химические, нефтехимические и другие перерабатывающие предприятия.<BR><BR>Российская налоговая реформа началась всерьез в начале 2001 г., когда президент России Владимир Путин ввел 13%-ный плоский налог на доходы физических лиц, пришедший на смену спиралевидной системе, в которой предельная налоговая ставка равнялась 35%. Затем был сокращен почти на треть, до 24%, налог на прибыли корпораций. При этом было закрыто большое количество "налоговых лазеек" для компаний, упрощены и сокращены сборы на социальное обеспечение, отменен налог на пользователей автодорог. Он составлял 1% от доходов компаний.<BR>Снижая налог в одном месте, Правительство России сразу же ищет другое, где его поднять. Одним из таких мест стала добывающая промышленность.<BR>Еще в 2002 г. Россия ввела налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Львиную долю платежей по нему (98%) производят добытчики углеводородного сырья. И именно на него в следующем году повышаются ставки НДПИ. Вместе с этим с 1 января 2004 г. отменяются акцизы, взимаемые с углеводородного сырья.<BR>Всего за 6 месяцев 2003 г. платежи за пользование природными ресурсами выросли на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В общей структуре налоговых поступлений этот налог занимает почетное четвертое место после налогов на внешнеэкономические операции, налогов на прибыль (доходы) и НДС.<BR><BR><B>Завидные результаты</B><BR>Перераспределяя налоговую нагрузку между отраслями, Россия старается не только не потерять в доходах, но и выиграть. Пока удается этого достигать. Доходы от налогов поползут вверх. Предприниматели решили, что проще платить налоги, чем пытаться уклониться от выполнения гражданского долга. Складывается идеальная ситуация: одновременный рост налоговой базы и налоговых доходов.<BR>В первом полугодии 2003 г. совокупные поступления в бюджет выросли на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всех выросли платежи по налогу на прибыль -- почти в 2 раза (см. табл.).<BR><BR><B>Отменить и снизить</B><BR>На достигнутом Россия останавливаться не собирается. Еще в начале 2003 г. правительство утвердило основные направления налоговой реформы до 2005 г.<BR>Со следующего года отменит налог с продаж и снизит НДС с 20 до 18%. А затем до 15-17%, но не ранее 2006 г. Все зависит от будущих поступлений. Если все пойдет хорошо -- доходы будут расти, то НДС снизится через 2 года до 15%. И при этом правительство отменит льготную ставку -- 10%. По ней облагаются лекарства, печатные средства массовой информации.<BR>Если доходы бюджета пойдут вниз, ставка опустится до 17%. При этом льгота останется на уровне 10%. В серединном варианте правительство опустит НДС до 15% и сохранит льготную ставку.<BR><BR><B>Сменим шкалу</B><BR>Снижение НДС приведет, скорее всего, к чистым бюджетным потерям. Во-первых, НДС -- хорошо собираемый налог (46% налоговых поступлений в 2002 г.). Его уплаты очень сложно избежать. Во-вторых, снижение налога незначительно, поэтому эта мера не будет способствовать росту собираемости налога.<BR>С точки зрения вывода части экономических операций из теневого оборота снижение единого социального налога (ЕСН) было бы более эффективным. Однако в Минфине РФ считают, что одновременное снижение НДС и ЕСН может неблагоприятно отразиться на бюджете страны. И перемены в ЕСН, скорее всего, случатся в 2005 г. Не ранее правительство собирается снизить его, а точнее изменить регрессивную шкалу этого налога: вместо четырех диапазонов годовых зарплат сделать три. Минфин РФ предлагает снизить диапазон максимальной ставки ЕСН (35,6%) со 100 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. Вторую ставку ввести на уровне 15% и распространить ее на диапазон зарплат от 50 тыс. рублей до 1 млн рублей. А зарплаты свыше 1 млн рублей облагать по ставке 2%.<BR>В итоге, по расчетам правительства, предприятия с высоким фондом оплаты труда будут платить больше, а с низким меньше.<BR><BR><B>Не все имущество под налог</B><BR>Со следующего года Госдума РФ освободила от уплаты налога на имущество владельцев магистральных трубопроводов, то есть газовиков и нефтяников, а также адвокатов и академиков.<BR>Таким образом, Закон "О налоге на имущество организаций" может вступить в силу с 1 января 2004 г.<BR>Депутаты петербургского парламента поддержали проект закона Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций". По новому закону ставка налога возрастет с 2% до 2,2%. Но при этом сократится налоговая база. Из нее выйдут сырье, материалы, готовая продукция, незавершенное строительство и другие оборотные активы.<BR><BR><B>Мнения</B><BR>Отмена налога с продаж и снижение НДС на 2% в 2004 г., скорее всего, не приведут к снижению розничных и оптовых цен, а только к увеличению прибыли. Снижение НДС на 2% увеличит прибыль компаний на 10%.<BR><BR>Максим Зеленский, руководитель сектора маркетинга ЗАО "Алеко":<BR>"Небольшие магазины и сети в настоящее время в большинстве используют упрощенную систему налогообложения, и изменения в налоговом законодательстве вряд ли окажут серьезное влияние на их ценообразование.<BR>Другое дело -- супермаркеты и гипермаркеты, которые по разным причинам не могут работать по упрощенной системе.<BR>В любом случае, снижение или не снижение цен -- вопрос стратегической политики и позиционирования игроков на рынке. Если тот или иной достаточно крупный розничный оператор ориентируется в первую очередь на ценовую конкуренцию, он может развязать очередной виток ценовой войны, остальные же будут вынуждены подтягиваться к среднерыночному уровню. Скорее всего, резкое снижение цен не произойдет, операторы будут присматриваться к действиям конкурентов".<BR><BR>Александр Хомяков, директор по маркетингу и рекламе ООО "Кей":<BR>"Наценка на компьютерную технику в сети "Кей" невелика и, как правило, меньше 10%. Уменьшение НДС с 20 до 18% может соответственно уменьшить величину наценки на 2%, что составит менее 0,2% от цены изделия. Такое снижение покупатели вряд ли заметят".<BR><BR>Дмитрий Наумкин, начальник отдела маркетинга ЗАО "Компьютерные системы "Акрополис":<BR>"2% -- это не та цифра, из-за которой в компаниях будут пересматриваться прайс-листы. Хотя возможно снижение цен на отдельные позиции. Многое в данном случае будет зависеть от поставщиков. Что касается стоимости работ, то она точно не изменится".<BR><BR>Владимир Солодов, директор по маркетингу и рекламе ЗАО "Компьютерный мир":<BR>"Если снижение налогов приведет к снижению наших издержек, то это в той же пропорции приведет к снижению стоимости предлагаемой нами техники".<BR><BR>Владимир Обжигин, генеральный директор ЗАО "ЛАНК":<BR>"Не думаю, что произойдет снижение цен. Налог с продаж действует только в розничной торговле, и она уже как-то научилась его обходить, а уменьшение НДС находится в пределах ежедневного колебания цен на рынке".<BR><BR>Василий Быков, генеральный директор ЗАО "Петроакт":<BR>"Снижать цену вынуждает только конкуренция. А то, что предприятия сэкономят на налогах, они направят на развитие бизнеса, увеличение зарплат".