Владимир Егоркин: "Управлять портом должна администрация Петербурга"

"Порт существует вне города. Администрация Петербурга не имеет практически никакого влияния на порт. У Минтранса рычаги контроля тоже ослаблены.

<BR><BR>"Порт существует вне города. Администрация Петербурга не имеет практически никакого влияния на порт. У Минтранса рычаги контроля тоже ослаблены.<BR><BR>Я считаю, что город и порт должны быть единым целым. Портовые сборы должны идти в городской бюджет. В итоге средства можно будет лучше отслеживать.<BR>Государство фактически устранилось от управления портовым хозяйством, и в результате в портах торжествуют ведомственные интересы и интересы отдельных лиц. Почти 10 лет государственное управление в российских морских торговых портах осуществляется т.н. морскими администрациями портов (МАП), возникшими в 1993 г. в разгар непродуманного во многом хаотичного реформирования народного хозяйства. Анализ деятельности МАП показал, что их правовой статус так и не обрел четкой определенности. В результате они превратились в самостоятельные хозяйствующие субъекты, лишь по форме являющиеся государственными.<BR>Сегодня МАПы -- это по существу коммерческие предприятия, но с одной оговоркой -- оперируют они государственным имуществом, а доходы в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (п. 21 ст. 298) забирают себе. В отношении использования этих средств их реальный собственник, т.е. государство, не имеет никаких прав. Такое положение дел стало возможным благодаря тому, что финансирование деятельности государственного учреждения осуществляется не со стороны его учредителя и собственника закрепленного за ним имущества, а за счет собственной хозяйственной деятельности этого учреждения.<BR>Это естественно привело к превращению государственного учреждения в коммерческую структуру, у которой интерес к получению максимальной прибыли естественно преобладает над целями обеспечения безопасности мореплавания в российских морских портах.<BR>По смыслу п. 4 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания (КТМ РФ) администрации морских портов являются портовыми властями, т.е. осуществляют публичные функции от имени Российской Федерации, и, следовательно, ее работники должны, но не состоят на государственной службе. Более того, Минтранс фактически не осуществляет вертикаль исполнительной власти, предписанную ему ст. 5, 6 КТМ РФ, поскольку морские администрации портов не являются территориальными органами Минтранса, а только ему подведомственны.<BR>Следовательно, МАП должны быть преобразованы в ГУ "Администрация морских портов" без права заниматься хозяйственной деятельностью и государственные унитарные предприятия, которые осуществляют функцию по управлению государственным портовым имуществом, а хозяйственной деятельностью занимаются в строго ограниченных законом пределах, не входя в конкурентные отношения с другими хозяйствующими субъектами.<BR>Сегодня мы находимся в парадоксальной ситуации, когда исполнительный директор акционерной компании гораздо более подконтролен и управляем собственниками, чем руководитель федерального государственного унитарного предприятия.<BR>По информации Госкомстата России, прибыль ФГУПов в 2000 г. составила более 100,4 млрд рублей. Из них в федеральный бюджет в качестве платежей государственных предприятий было направлено всего лишь 209,6 млн рублей, то есть 0,2% полученной прибыли. В России сейчас насчитывается около 11 тыс. ФГУПов, а на всех уровнях их зарегистрировано около 81 тыс., 80% из них -- это предприятия на праве хозяйственного ведения, которые фактически отданы в распоряжение назначенных государством управляющих. Как показала многолетняя практика, управляющие склонны распоряжаться этим имуществом просто: поменьше в госбюджет, побольше предприятию, не забывая себя.<BR>Создание ФГУП "Росморпорт" с некоторыми административными полномочиями и неограниченной возможностью заниматься хозяйственной деятельностью неизбежно поставит других участников рынка портовых услуг в неравное положение.<BR>Решение о передаче в ФГУП "Росморпорт" систем безопасности мореплавания входит в противоречие и с положениями ряда международных договоров Российской Федерации. Финансирование деятельности администраций морских портов должно осуществляться в установленном порядке из федерального бюджета в рамках финансирования деятельности аппарата Министерства транспорта РФ или из бюджета субъекта Федерации, если Администрация морского порта создается в составе его администрации".