"Окна", "двери" и "форточки" хотят расширяться

В планах балтийских портов амбиции сочетаются с тревогой. Их деятельность проходила на фоне борьбы за собственность, имущественных споров и уголовных преступлений

<BR><BR><B>В планах балтийских портов амбиции сочетаются с тревогой. Их деятельность проходила на фоне борьбы за собственность, имущественных споров и уголовных преступлений</B><BR>Минувший год и первое полугодие 2003 г. были для российских портов на Балтике поистине революционными. Как по показателям работы, так и по обилию перемен, проектов и прогнозов.<BR><BR>По данным ЦНИИ морского флота, российские порты в 2002 г. увеличили объем перевалки на 28%, а балтийские порты -- на 43%! В то время как у крупнейших европейских портов этот показатель не превышает 1-2%. <BR>Правда, больше половины этой прибавки дал выход на проектную мощность Приморского нефтеналивного терминала. Но и другие порты увеличили оборот: Выборг -- на 7%, Морской порт Санкт-Петербург -- на 9,8%, Калининград -- на 33%. И здесь большая часть прироста приходится на долю наливных грузов -- нефти и нефтепродуктов. В Петербурге они отгружались через Петербургский нефтяной терминал (ПНТ) и через бункеровку на рейде. В Калининграде -- через нефтебазу морского торгового порта и терминал "ЛУКОйл- Калининградморнефть". Не в последнюю очередь высоких показателей удалось добиться благодаря тарифной политике государства и "трубопроводной войне" с латвийским Вентспилсом. Сказалась также инвестиционная политика владельцев -- ПНТ завершил строительство третьей очереди, доведя свою мощность до 7,5 млн т в год. В дальнейших планах компании -- увеличение пропускной способности до 15 млн т в 2005 г. ПНТ также разрабатывает проект создания еще одного терминала в структуре портового комплекса Усть-Луги.<BR><BR><B>Нефть в обмен</B><BR><B>на доллары</B><BR>Планы развития Приморска связаны в основном с расширением пропускной способности Балтийской трубопроводной системы. Вторая очередь БТС уже строится, третья очередь, которая предполагает прокладку дополнительной магистральной "трубы", начнет строиться нынешней осенью. К середине 2004 г. порт должен переваливать 3,5 млн т нефти-сырца в месяц. Кроме того, 6-8 млн т нефти должно перерабатываться на новом НПЗ в районе Приморска, который намерены строить НК "Роснефть" и ОАО "Сургутнефтегаз". "Роснефть" также прорабатывает проект строительства нефтепродуктовода в Приморск и нового терминала для светлых нефтепродуктов.<BR>В 2003 г. резко активизировалось строительство нефтяного терминала "ЛУКОЙЛа" в Высоцке. Первая очередь (3 млн т) должна быть сдана уже к концу осени, целиком проект (10,75 млн т) -- к 2005 г. Объем инвестиций составляет $300 млн.<BR>Нефтепродукты отсюда будут поставляться на экспорт ("ЛУКОЙЛ" владеет сетями собственных заправочных станций в Старом и Новом Свете) и потребителям Северо-Запада России.<BR>Прочие "нефтяные" проекты находятся на разных стадиях подготовки. ОАО "Сургутнефтегаз" продолжает затянувшееся строительство нефтепродуктового терминала в бухте Батарейная на южном берегу Финского залива. Стоимость первой очереди составляет $320 млн, пропускная способность -- 7,3 млн т в год; всего проекта -- $600 млн и 15 млн т соответственно.<BR><B>Будущее</B><BR><B>за контейнерами</B><BR>Вторым активно развивающимся направлением является перевалка контейнеров.<BR>Поток контейнеров все время растет, чему способствует совершенствование общей транспортной и логистической инфраструктуры. Развитие контейнерных перевозок сочетается с расширением пропускной способности международных транспортных коридоров на направлениях север -- юг и запад -- восток. Так, только потенциальный транзит контейнеров из Кореи и Китая оценивается в 150 тыс. в год. Общий же объем контейнерных перевозок в России согласно прогнозу немецкой консалтинговой компании TransCare к 2012 г. должен составить 7 млн TEUs (в 2002 г. -- 1,5 млн). Чуть меньше половины этого объема будут перерабатывать балтийские порты (сейчас -- 0,6 млн TEUs в год).<BR>Поэтому фактически все порты в той или иной степени стараются развивать контейнерные участки. ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" в 2002 г. вложило в развитие своих контейнерных мощностей $20 млн. Компания передала свою "дочку" -- ЗАО "Первый контейнерный терминал" -- в управление "Национальной контейнерной компании", соучредителями которой является "Северстальтранс". ПКТ планирует довести объем перевалки в 2003 г. до 550 TEUs, а к 2008 г. -- до 1,350 млн. Достичь этого компания намерена в основном за счет более рационального использования имеющихся ресурсов.<BR>Контейнеры будут штабелироваться в пять ярусов, для обработки их приобретены тыловые транстейнерные перегружатели. Компания также внедрила автоматизированную систему управления и проводит программу переноса зданий для концентрации работы с клиентами в одном помещении.<BR>Контейнерный терминал мощностью 1 млн TEUs в год и стоимостью $100 млн планируется создать в Усть-Лужском порту. О намерении увеличить объемы работы с контейнерами заявили также в ЗАО "Морской торговый порт "Выборг". Еще один новый проект -- транснациональная компания Greenway приступила к проектно-изыскательским работам в районе поселка Вистино.<BR><BR><B>Вместо эпилога</B><BR>Вся эта активная деятельность проходила на фоне борьбы за собственность, имущественных споров и даже уголовных преступлений, связанных с портами. Так, в мае 2003 г. был убит капитан ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Михаил Синельников.<BR>Тем временем морские администрации портов готовятся к самым драматическим переменам в своей жизни. В ближайшее время их хозяйственные функции будут переданы недавно созданному ФГУП "Росморпорт". МАП портов, скорее всего, будут объединены в одну -- бассейновую, на которую будут возложены функции обеспечения безопасности и организации движения морского транспорта.