Йогуртовые продукты все больше становятся российскими

Зарубежные компании сформировали российский рынок, но заняли на нем менее половины

Зарубежные компании сформировали российский рынок, но заняли на нем менее половины Российский рынок йогуртов ежегодно прирастает как минимум на 50%. Его интенсивное развитие связано с высокой лояльностью потребителей к продукту.
По мнению игроков, в ближайшее время рынок будет расти прежними темпами, что обусловлено увеличивающимся спросом со стороны населения. А постепенное замедление роста произойдет к 2005 г., когда среднедушевое потребление этого кисломолочного продукта увеличится в 2 раза с сегодняшних 1,5 кг в год. По данным "Объединенной финансовой группы", объем российского рынка йогуртов в 2002 г. составил 440 тыс. т. Однако во второй половине 2003 г. производство кисломолочного лакомства может сократиться, а цены подняться, так как наблюдается снижение надоев молока и повышение цен на сухое молоко. Согласно данным Минэкономразвития РФ, производство сырого молока за первое полугодие 2003 г. снизилось на 1,3%. Это повлияло на снижение производства сухого молока. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, за 6 месяцев 2003 г. производство сухого обезжиренного молока снизилось более чем на 12% относительно первого полугодия 2002 г. А средняя цена по России на сухое обезжиренное молоко в июне 2003 г. выше аналогичного прошлогоднего показателя на 45%, а во многих регионах -- на 80%. Тем не менее производители спокойно относятся к этим факторам. "Как скажется изменение выработки молока в этом году на рынок йогуртов, говорить трудно", -- комментирует бренд-менеджер ООО "Кампина" Дмитрий Гаврилов. По прогнозам директора аналитического отдела ОАО "Вимм-Билль-Данн" Алексея Логинова, снижение производства сырого молока будет незначительным (не более 2%) и потому существенно не скажется на производстве и ценообразовании. "Что касается сухого молока, -- резюмирует Алексей Логинов, -- то оно занимает незначительную долю в себестоимости йогуртов". Оживление рынка Отечественный рынок начал развиваться высокими темпами с 2001 г., после запуска на территории России заводов французской компании Danone, германской Ehrmann и нидерландской Campina (см. врезку). Построив свои предприятия в Подмосковье, зарубежные игроки нацелились на завоевание прежде всего европейской части России. За короткое время им удалось треть выпускаемых йогуртов продавать в Москве. Дальнейшее же развитие рынка возможно при более глубоком освоении российских регионов, где йогурты еще не стали продуктами повседневного потребления. И тут выиграет тот, у кого большее количество дилеров, а в конечном счете -- кто сможет открыть производства в регионах, ближе к потребителю. В такой ситуации уже сейчас лидерство принадлежит российской компании "Вимм-Билль- Данн. Продукты питания", имеющей 23 предприятия в 19 городах России и странах СНГ, и французской Danone, владеющей кроме подмосковного предприятия заводом в Самарской области. "Живая" перспектива С развитием рынка происходят изменения и в потребительских предпочтениях. Если раньше практически 100% потребления составляли термизированные йогурты длительного хранения, то сейчас происходит рост потребления биойогуртов (см. врезку). По данным компании ACNielsen, соотношение на рынке термически обработанных йогуртов и "живых" в январе-мае 2003 г. составило 64,4% к 35,6% соответственно. В ближайшее время в этом секторе могут произойти существенные изменения, связанные с составом игроков, поскольку зарубежные компании в нем отстают (см. табл.). Из иностранцев только Danone производит обогащенные "живые" йогурты -- "Активиа" и Actimel. В основном в секторе биойогуртов представлены российские компании, выпускающие жидкие питьевые йогурты: "Петмол", "Пискаревский" в Петербурге; "Вимм-Билль-Данн", Очаковский молочный завод в Москве и множество региональных молочных заводов на локальных рынках. Во многом это связано с отсутствием на российских предприятиях необходимого для термизации оборудования.
Вопрос времени Отсутствие собственных производственных площадок в регионах вряд ли помешает зарубежным игрокам осваивать рынок "живых" йогуртов за пределами европейской части России. Их производство может быть налажено по аналогичным схемам, которые существуют сейчас в других секторах молочной продукции. Например, с 2001 г. нидерландская компания Campina работает с российскими молочными заводами: Саранским молочным заводом и "Петмолом", размещая на них заказы на розлив молока и производство молочных продуктов. Летом 2003 г. Ehrmann заключила соглашение о стратегическом сотрудничестве с подмосковным молочным заводом "Можайским", где немцы к концу года наладят выпуск творожков и другой кисломолочной продукции под маркой "Можайское". Таким образом, выход в регионы с "живыми" йогуртами не зависит от технологической базы иностранцев. При тех возможностях, которые имеют транснациональные молочные компании, в том числе и в области продвижения продукции, это вопрос времени.
Работа на перспективу Зарубежные компании, понимая, что практически на 100% зависят от местного сырья, с открытием собственных производств вкладывают средства в развитие российских молочных хозяйств. Так, германская Ehrmann перед открытием завода в подмосковном Раменском инвестировала $20 млн в раменские молочные хозяйства и собирается вложить еще $25 млн в развитие производства. Другая германская компания, Onken, также вложила средства в 15 молочных хозяйств Белгородской области. О развитии сырьевой базы заботятся и отечественные производители. Ведущий игрок российского рынка -- компания "Вимм-Билль-Данн" с 1998 г. запустила сырьевую программу, рассчитанную на 10-15 лет. В ее рамках предполагается инвестировать в сельхозпроизводителей $20 млн.
Поставщики тянутся следом Если российское молоко в качестве сырья устраивает иностранцев, то фруктовые добавки российского производства -- нет. По этой причине на российский рынок натуральных добавок для молочной промышленности собирается выйти германская компания Zentis (в 2002 г. около 7% всей производимой продукции -- примерно 17 тыс. т -- компания поставила в Россию). Присутствие под боком такого партнера позволит иностранным йогуртовикам -- Danone, Ehrmann, Campina, являющимся основными клиентами компании, -- снизить издержки при производстве. Строительство российского завода начнется в 2005 г. в Подмосковье. Предприятие будет выпускать до 35 тыс. т продукции в год, инвестиции в строительство составят $20-25 млн. В 2004 г. немцы планируют открыть складской центр, способный принимать до 25 тыс. т грузов в год. Сейчас российское представительство Zentis закупает в России сырье (ягоды и фрукты), которое отправляется на переработку на польские предприятия компании.
Рынок начала 90-х Впервые йогурты появились в России в начале 90-х годов -- в основном в Москве и крупных городах. Все они тогда были импортными. К 1998 г. йогурты заняли значительную часть рынка молочных продуктов. Однако дефолт 1998 г. сломал рынок -- потребление йогуртов в России резко упало. Западные фирмы снизили экспорт, чем и воспользовались отечественные компании. В частности, компания "Вимм-Билль-Данн", наладив производство густых йогуртов, сразу заняла лидирующие позиции по продажам. С января 2001 г. вступил в силу ГОСТ Р 51331-99 по продукту "йогурт". Его требования исключают возможность называть йогуртом продукт, прошедший термизацию. Согласно ГОСТу в 1 грамме йогурта должно содержаться не менее 10 млн "живых" клеток молочных бактерий. Введение стандарта особо не изменило рынок. Те компании, продукция которых не вписывалась в ГОСТ, стали обозначать ее как "йогуртовый продукт", или "продукт на основе йогурта", или вовсе убирали слово "йогурт" с упаковки. По данным агентства маркетинговых исследований ACNielsen, продажи густых йогуртов в натуральном выражении в январе-мае 2003 г. выросли на 58% относительно аналогичного периода 20 02 г. и на 64% -- в денежном. Рост продаж питьевых йогуртов составил еще больше -- 62,7% и 110,5% соответственно.
Новые направления С развитием рынка потребителями йогуртов стали практически все слои населения, всех возрастов и различных уровней дохода. Высокая лояльность к продукту позволяет производителям развивать более узкие ниши. Так, практически одновременно у разных компаний появились детские йогурты: у "Вимм-Билль-Данн" -- "Рыжий Ап", у Danone -- "Растишка" и Pokemon, у Campina -- "Пузи-йогуртик". Среди перспективных направлений выделяется и производство "живых" йогуртов.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.