00:0025 июля 200300:00
60просмотров
00:0025 июля 2003
Жители мегаполисов, к которым относится и Петербург, подвержены разнообразным стрессам. Меньшинство посещает психотерапевтов, большинство бессознательно использует город как большую психотерапевтическую комнату.
<BR><BR>Жители мегаполисов, к которым относится и Петербург, подвержены разнообразным стрессам. Меньшинство посещает психотерапевтов, большинство бессознательно использует город как большую психотерапевтическую комнату.<BR><BR>Горожане, вынужденные справляться со множеством проблем, испытывают колоссальное внутреннее напряжение. Естественно, что они склонны выплескивать напряжение наружу. Городская среда предлагает не так уж много способов разрядить напряжение. Недостаток способов выразить себя, отсутствие точки приложения сил приводят к тому, что горожане, чаще это мужчины, могут сломать ветку в парке, перевернуть урну (просто для того, чтобы проверить свои силы), бросить с товарищами скамейку в пруд. Достается и детским городкам.<BR>Эти свойства людей необходимо учитывать, считает петербургский психолог Мария Осорина, доцент кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета и вице-президент Петербургского психологического общества. "В идеале нужно делать площадки не только для малышей, но и для взрослых, -- говорит она. -- Если бы рядом с детской площадкой был уголок, где взрослые могли бы проверить свои силы или ловкость, соревноваться друг с другом, то разрушительные желания были бы преобразованы в силовые. Взрослым, особенно мужчинам, нравится что-то сгибать, вытаскивать, отрывать, воздействовать на все, что оказывает сопротивление, и, таким образом, испытывать себя".<BR><BR><B>Иракский синдром</B><BR>У вандализма в городе те же самые корни, что и у событий в Ираке, когда туда пришли американцы, считает психолог. "Иракцы разнесли свои музеи не просто потому, что получили заказ от коллекционеров, -- поясняет она. -- Это, если можно выразиться, "вольный порыв" всей массы населения. Когда люди вырвались на свободу, которую понимали как волю вольную, они страстно хотели проявить себя и досадить власти, которая их долго угнетала. А громить музеи гораздо проще, чем создавать что-то новое".<BR>Похожая картина, но в более мягкой форме, была характерна и для Петербурга-Ленинграда конца 80-х -- начала 90-х гг. Мария Осорина вспоминает, как в это время некоторые прохожие в сердцах били по водосточным трубам.<BR>В современной научной психологии слово "агрессия" означает не злобность, а напористое воздействие, движение к чему-то. Считается, что агрессия присутствует во всех людях как склонность к повышенной или пониженной активности воздействия на мир. Формам проявления агрессии люди учатся всю жизнь.<BR>Эта простая идея была реализована в практической социальной психологии за рубежом. В 60-70-х гг. советские журналисты с осуждением писали, как в Японии рабочим для снятия напряжения предлагалось использовать резиновые фигуры начальников, которые были расставлены по дороге к комнате отдыха. С манекенами можно было делать все что угодно, даже колотить. "Примитивный, конечно, ход, но при определенных обстоятельствах работает", -- замечает Мария Осорина. В том же ряду стоит и знаменитая кукла Бобо. Этого ваньку-встаньку из плотной резины, сравнимого по размерам с младшим школьником, психотерапевты используют в работе с детьми. Бобо, которого можно колотить, позволяет детям без разрушений выплеснуть агрессию.<BR>Вообще, у детей, по сравнению со взрослыми, больше приемлемых способов снять напряжение. Им не возбраняется бегать, визжать, скакать, стоять на голове. Взрослые в выборе средств ограничены. Правда, в Петербурге появилось несколько мест, которые, несмотря на их "серьезность", используются как игровые сооружения. Своеобразными снарядами для снятия напряжения стали фонтан на Малой Садовой улице и памятник Петру I работы Михаила Шемякина в Петропавловской крепости.<BR><BR><B>Психотерапия</B><BR>Вокруг фонтана на Малой Садовой всегда много людей. Нет ни одного безучастного. Кто-то умывается, кто-то наблюдает, как вода крутит каменный шар, кто-то подставляет руки под струи воды. Специалисты утверждают, что взрослые ведут себя точно так же, как дети, именно во время игр с водой -- в игровых психотерпапевтичеких комнатах.<BR>На агрессивные действия провоцирует и памятник Петру I в Петропавловской крепости. "Михаил Шемякин вложил в памятник много собственной внутренней агрессии как к Петру, так и к людям вообще, -- считает Мария Осорина. -- Не случайно в качестве модели для памятника художник взял не живого человека, а восковую персону. Кроме того, Шемякин резко и отрицательно исказил образ императора. У Шемякинского Петра очень маленькая голова, непропорционально длинные руки с паучьими пальцами, странные ноги. Кстати, кресло, в котором сидит Петр, сделано абсолютно реалистично. Подробнейшим образом изображены гвоздики, обивка, складки. Поскольку кресло -- не человек, а вещь, отрицательных чувств у Шемякина оно не вызывает".<BR>Посетители крепости активно вступают в контакт с памятником: трогают за руки, фотографируются с ним в обнимку, присаживаются к нему на колени. Можно сказать, что Петр I выступает в качестве куклы Бобо в психотерапевтической комнате, замечает психолог. "Наиболее склонны унижать Петра солдаты. Если обычные граждане пристраиваются к нижней части тела, то солдаты устремляются к его голове, надевают фуражку, тыкают пальцами в нос, глаза, бьют кулаком по физиономии, -- говорит Мария Осорина. -- Именно голова и лицо считаются визитными карточками личности. Чем больше в человеке внутренней агрессии, тем вероятнее, что он будет направлять ее на самое высокое, святое, ценное и значимое, особенно по отношению к вышестоящему. То есть Петр для солдат -- это примерно то же самое, что резиновые манекены начальников в Японии".<BR><BR>Что делать?<BR>Для снятия напряжения психолог предлагает создавать площадки для взрослых. "Там должны быть какие-то сложные задачи на равновесие, например пройти по сложному буму, или на координацию движений, -- предполагает Мария Осорина. -- Кстати, многое уже придумано и используется на аттракционах во время массовых праздников. Скажем, во время гуляний мужики всегда любили меряться силой, ударяя по пружине, чтобы платформа взлетела вверх. У кого выше, тот и выиграл. Наверняка можно придумать что-то подобное".<BR>"Источник идей можно найти в аквапарках, ведь они привлекают людей не случайно, -- продолжает Мария Осорина. -- Например, очень популярны большие горки. Известно, что они помогают взрослым испытать аспекты раннего детского опыта, в частности момента родов. Поэтому некоторые стремятся туда снова и снова".