Иностранцы приходят в Россию зарабатывать на детях

Экспансия зарубежных компаний на российский рынок детских товаров обернется для отечественных игроков полной потерей рынка

<BR><BR><B>Экспансия зарубежных компаний на российский рынок детских товаров обернется для отечественных игроков полной потерей рынка</B><BR>При общей емкости рынка товаров для детей в $6-7 млрд он ежегодно увеличивается на 15-20%, что свидетельствует о его ненасыщенности и высоком потенциале. Исследования компании "Комкон-СПб" показывают, что доля семей -- потребителей детских товаров по некоторым группам не превышает 5% (см. табл.).<BR><BR>Несмотря на рост рынка, отечественные производители детского питания, игрушек и одежды, по их собственным заявлениям, теряют рынок. Причем отечественные операторы таких секторов, как игрушки, одежда и обувь, нацеливаются на регионы, тогда как зарубежные производители -- на европейскую часть России, что связано с платежеспособным уровнем населения. В ближайшие годы расклад сил продолжит меняться в пользу импортеров и зарубежных компаний, осваивающих производство на территории России.<BR><BR><B>Неузнаваемый рынок</B><BR>Существенная проблема российских производителей детских продуктов питания и игрушек -- отсутствие марок. В отличие от российских производителей детских товаров, зарубежные игроки выводят на рынок только марочную продукцию. Исключением является ряд отечественных компаний, работающих в секторе одежды для детей ("Глория Джинс" и Sela), изначально ориентированных на выпуск товаров под собственными торговыми марками. Несколько марок есть и у производителей детского питания, но слабое продвижение делает их низколояльными и практически неузнаваемыми.<BR>Отсутствие марок в секторе детской одежды производители объясняют неготовностью рынка к принятию брендов. "Потребитель при выборе детской одежды в первую очередь выбирает не конкретную марку, а ориентируется на магазин. Потому и идет в те магазины, где есть возможность выбора практичной и в то же время модной одежды для детей по доступной цене, -- считает менеджер по маркетингу корпорации Sela Артем Сулханянц. -- Поэтому в ближайшее время на рынке будут развиваться такие торговые точки, где представлена максимально широкая номенклатура детских товаров".<BR><BR><B>Игрушки</B><BR>Доля импорта в некоторых секторах рынка детских товаров доходит до 80% от общего объема. Так, в секторе детских игрушек от 0 до 5 лет доля отечественной продукции оценивается в 30-40% от общего объема. По оценке генерального директора ЗАО "Евротой" (торговая марка "Пластмастер" -- пластмассовые игрушки) Игоря Кирикова, около 10% петербургского рынка пластмассовых игрушек принадлежит отечественной продукции, а в регионах этот показатель больше.<BR>Тем не менее компания "Нордпласт", один из крупнейших игроков на Северо-Западе, не только наращивает производство, но и осваивает рынки Казахстана, Латвии, Литвы, Германии и Норвегии (см. "ДП" №21/03, www.dp.ru).<BR>"Рынок игрушек является индикатором достатка населения, -- считает управляющий торговой маркой московской компании "Мир Детства" Владимир Лишневский. -- Родители покупают игрушки, если есть возможность. В последние 3 года рынок растет. Например, наша компания за счет расширения ассортимента в 2002 году увеличила объемы продаж на 80-90% относительно 2001 года".<BR><BR><B>Детское питание</B><BR>В отличие от рынка игрушек, на рынке детского питания практически нет отечественных производителей. Это привлекает зарубежных операторов. Кроме того, рынок интересен иностранцам потенциальной емкостью (Торговый дом Славэкс в 2002 году оценивал рынок в $150 млн) и слабой региональной освоенностью. Зарубежные марки представлены в основном в мегаполисах. "На российском рынке детских смесей около 20% принадлежит продукции отечественных производителей, -- считает директор ФГУП "Комбинат детского питания и пищевых концентратов" Владимир Волков. -- Российских мощностей для производства сухих быстрорастворимых каш не хватает. Два года назад цех по производству детского питания на комбинате был поставлен на реконструкцию, проходящую в рамках федеральной программы "Развитие индустрии детского питания". В этом году он вряд ли будет введен в строй, так как средств выделяется недостаточно".<BR>Таким образом, основным игроком в секторе быстрорастворимых каш на российском рынке в ближайшее время останется компания Nestle. С приобретением ОАО "Вологодский завод детского питания" швейцарцы еще сильнее укрепят свои позиции (см. "ДП" №108/03, www.dp.ru).<BR>Другой крупнейший игрок -- нидерландская компания Nutricia -- на год опередила Nestle, запустив весной 2002 года в Подмосковье завод по производству детского и лечебного питания.<BR>Мощности предприятия рассчитаны на выпуск в год около 1,5 тыс. тонн сухих продуктов, 6 тыс. тонн жидких стерилизованных продуктов, а также 11 тыс. тонн воды для приготовления детского питания.<BR>В России производственными мощностями также владеют зарубежные компании Kruger и Heinz. В секторе жидкого детского питания в Петербурге работает "Петмол".<BR><BR><B>Одежда</B><BR>Для рынка детской одежды также характерно присутствие продукции зарубежных производителей -- в основном из Юго-Восточной Азии. По прогнозам Артема Сулханянца из компании Sela, в ближайшее время рынок будет расти именно за счет импорта из азиатских стран, которые быстро реагируют на спрос, выпуская широкий ассортимент продукции по сравнительно низким ценам.<BR>По мнению игроков рынка, работа в секторе детской одежды осложнена спецификой рынка -- при доступной цене она должна быть качественной, практичной, красивой и из натуральных тканей. Не все компании могут работать при таких условиях. Российские производители, выпуская конкурентоспособную по цене продукцию, проигрывают по остальным показателям.<BR><BR><B>Мебель</B><BR>Отечественная мебель для детей на рынке представлена весьма слабо. Хотя практически каждый российский производитель в своем ассортименте имеет один детский комплект. В некоторой степени это зависит от присутствия на рынке большого количества фирм, производящих детскую мебель на заказ по индивидуальным или типовым проектам. Кроме того, к детским кроваткам, столам, стульчикам и шкафам предъявляются более жесткие требования, главные из которых -- строгое соблюдение экологических норм, а также безопасность и прочность мебели.<BR>Более активно отечественные мебельщики работают в секторе подростковой мебели. Заметными игроками являются "Шатура", "Ленраумамебель", "Камбио МЕБЕЛЬ", "Ника" и другие.<BR>Мебель же для новорожденных в рознице представлена в основном польскими и германскими производителями.<BR>"Рынок детской мебели отличается устойчивостью и небольшой, но положительной динамикой, -- считает руководитель отдела по связям с общественностью компании "Шатура" Вадим Бахтов. -- Это видно и по динамике производства МК "Шатура": компания постоянно наращивает объемы производства детских гарнитуров". Низкая покупательская активность россиян (по данным компании "Комкон-СПб", более 60% семей, имеющих детские гарнитуры, покупали их 6-10 лет назад), по мнению производителей, не мешает рынку быть стабильным. Ё<BR><BR><BR><B>СПРАВКА</B><BR><B>Детские каши</B><BR>Рост рынка на начало 2003 года по сравнению с началом 2002 года составил 6%. Основные игроки -- Kolinska (марка Bebi), Словения; Heinz (Heinz), США; Nutricia ("Малышка", "Топ-Топ"), Нидерланды; Nestle (Nestle), Швейцария; Kruger (марка Vinni), Германия.<BR><BR><B>Подгузники</B><BR>Рост рынка на начало 2003 года по сравнению с началом 2002 года составил 21%. Основные игроки -- Kimberly-Clark (марка Huggies), Procter&Gamble (Pampers), SCA (Libero), Ontex (Helen Harper), Bella (Bella).<BR><BR><B>Влажные салфетки</B><BR><B>для детей</B><BR>Рост рынка на начало 2003 года по сравнению с началом 2002 года составил 13%. Основные игроки -- Bubchen (марка Bubchen), Mann & Shreder (Sanosan), "Мир Детства" ("Мир Детства"), Ontex (Helen Harper), Procter&Gamble (Pampers).<BR><BR><B>Средства по уходу</B><BR><B>за ребенком</B><BR>Рост рынка (в Москве и Петербурге) на начало 2003 года по сравнению с началом 2002 года составил 6%. Основные игроки -- "Свобода" (марка "Алиса", "Тик-Так"), "Невская косметика" ("Детский"), Bubchen (Bubchen), "Калина" ("Дракоша", "Маленькая Фея"), Johnson&Johnson (Johnson&Johnson).<BR><BR><B>Игрушки</B><BR>В России работает около 300 производителей игрушек. В тройку крупнейших в стране входят заводы "Огонек", "Весна" и "Кругозор".<BR>В Петербурге лидерами являются ООО "Нордпласт", ОАО по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды" и ЗАО "Пластмассы".<BR><BR><B>Мебель</B><BR>Детскую и подростковую мебель производят практически все мебельные компании. Комплекты мебели от российских производителей пользуются наибольшим спросом у российских семей -- конкурентным преимуществом является цена.<BR>На рынке также представлена продукция итальянских мебельных фабрик (Doimo, Siloma, Maxcott, Reck's, Perfecta, Tieffe, Faer, Di Liddo&Perego, Novamobili, Sprint, Records); французских (Gautier, Vibel); германских (Haba, Welle) и испанской фабрики Antaix. А также мебель совместного производства от компаний Vox (Польша -- Швейцария), Mr.Doors (Россия -- США), Astron (Россия -- Германия), "Энран Акрос" (Украина -- Австрия), "Р.К.С." (Украина -- Дания) и "Эрготек" (Украина -- Италия).<BR><BR><BR><B>СПРАВКА</B><BR>v По данным Госкомстата, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2002 года численность постоянного населения России на 1 мая 2003 года составила 144,7 млн человек, из которых около 20% приходится на детей в возрасте 0-15 лет.<BR><BR>v До 2010 года количество детей в возрасте 0-15 лет сократится на 17% относительно 2002 года.<BR><BR>v Объем рынка детского питания (заменители грудного молока, каши, пюре, соки, чай) в России составляет около 45 тыс. тонн, из которых на заменители грудного молока приходится приблизительно 25%.<BR><BR>v Без учета мебели для дошкольных и школьных учреждений потенциальная емкость рынка детской и подростковой мебели (для дома) оценивается в $400 млн. Реально же рынок значительно меньше. Его оценка осложнена тем, что детская мебель в статистических отчетах не выделяется в отдельную группу (см. "ДП" №215/02, www.dp.ru).