00:0025 июня 200300:00
40просмотров
00:0025 июня 2003
Ни одно предприятие, работающее на потребительском рынке, вне зависимости от того, занимается ли оно оптовой или розничной торговлей, относится к сфере общепита или оказывает услуги населению, не может избежать плановых проверок организации под названием
<BR><BR>Ни одно предприятие, работающее на потребительском рынке, вне зависимости от того, занимается ли оно оптовой или розничной торговлей, относится к сфере общепита или оказывает услуги населению, не может избежать плановых проверок организации под названием Госторгинспекция, или Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства торговли Российской Федерации.<BR><BR><B>Все по закону</B><BR>"В целях защиты прав потребителей Госторгинспекция обязана контролировать соблюдение предприятиями законодательства, регламентирующего их деятельность на потребительском рынке, -- говорит заместитель руководителя Управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства торговли Российской Федерации по г. С.-Петербургу и Ленинградской области Александр Филиппов. -- Контроль осуществляется с помощью плановых, а при необходимости и внеплановых проверок торговой деятельности предприятия. Госинспектора проверяют качество товаров и соблюдение норм и правил торговли".<BR><BR>Согласно Закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" плановые проверки Госторгинспекция имеет право проводить на одном и том же предприятии не чаще 1 раза в 2 года. "Что касается проведения внеплановых проверок, то их периодичность не установлена", -- подчеркивает Александр Филиппов.<BR><BR><B>Сначала акт</B><BR>Сотрудники Госторгинспекции имеют право проводить проверки только на основании соответствующего распоряжения о проведении мероприятия по контролю.<BR>В распоряжении должны быть указаны его номер и дата выдачи, фамилия, имя, отчество инспектора, название юридического лица или, если проверяется предприниматель без образования юридического лица, его фамилия, имя и отчество. Должны быть также указаны цель проверки, ее правовые основания, даты начала и завершения мероприятия.<BR>Заверенная копия или экземпляр распоряжения вручаются руководителю инспектируемого предприятия.<BR>Кроме того, госинспектор обязан предъявить служебное удостоверение. Распоряжение Госторгинспекции о контрольном мероприятии должно проводиться именно тем инспектором, на имя которого выписано удостоверение.<BR><BR>"Предпринимателю также следует знать, что кроме Госторгинспекции больше не существует структур, имеющих право осуществлять проверки предприятий на предмет соблюдения ими норм торговли и контроля качества реализуемого товара, -- подчеркивает Александр Филиппов. -- В каждом регионе Госторгинспекция имеет свое территориальное Управление. Ни в черте Петербурга, ни на территории Ленинградской области это Управление не имеет каких-либо пунктов или представительств. Хотя довольно часто можно услышать название "районная госторгинспекция", на самом деле такой организации просто не существует".<BR><BR><B>Неожиданные знаки</B><BR>Если для Госторгинспекции проверка каждого предприятия является актом запланированным, то для самого предприятия она обычно становится неожиданностью.<BR>"Госинспектор пришел в магазин под видом обычного покупателя, попросил у продавца упаковку растворимого кофе и банку паштета, -- рассказывает продавец одного из магазинов Петербурга, пожелавшая остаться неизвестной. -- Срок реализации паштета истекал как раз на следующий день. Инспектор заметил это и тут же, предъявив удостоверение, попросил позвать директора. Так как срок реализации все же еще не истек, все обошлось".<BR>На предприятии сотрудники Госторгинспекции должны заниматься проверкой качества реализуемых товаров и, кроме того, контролировать соблюдение норм и правил торговли, первыми из которых обычно оказываются простые навыки вежливого общения продавцов с покупателями, использование ККМ при расчете, точность выдачи сдачи.<BR><BR><B>Последствия визита</B><BR>"Никаких собственных требований Госторгинспекция не предъявляет, -- делится Александр Филиппов, -- а действует строго на основании документов федерального значения. К сожалению, предприниматели их часто либо не знают, либо не хотят знать".<BR>По окончании проверки составляется акт установленной формы в двух экземплярах, один из которых вручается предпринимателю, а другой остается в Госторгинспекции.<BR><BR>"В случае обнаружения нарушений тут же, на месте, составляется протокол, -- предупреждает Александр Филиппов, -- и даются рекомендации по устранению этих нарушений в определенные сроки. Ответственность может быть определена в форме штрафа, который для граждан составляет не выше 25 МРОТ, для должностных лиц -- не выше 50 МРОТ, а для юридических лиц -- до 1000 и даже до 5000 МРОТ, в зависимости от характера административного нарушения".<BR><BR>Для Госторгинспекции обнаруженное нарушение становится основанием к организации внеплановой проверки провинившегося предприятия.<BR>Основаниями также могут служить сигналы других контролирующих организаций, заявления граждан (только письменные, с указанием фамилии, имени, отчества заявителя, его адреса и содержащие подробное указание причины обращения), плохая репутация предприятия и некоторые другие.<BR>"Если внеплановая проверка выявляет, что нарушение не устранено в установленный срок, составляется протокол и на нарушителя подается иск в суд", -- рассказывает Александр Филиппов.<BR><BR><B>Борьба за качество</B><BR>"Госторгинспекция, по моему личному многолетнему опыту работы в торговле, главное внимание уделяет качеству товара, что, на мой взгляд, очень хорошо, -- считает директор ООО "Дар" Олег Милюта. -- Стимулирует предпринимателя, что очень важно для покупателей". Александр Филиппов также считает, что самыми типичными нарушениями являются те, которые связаны с качеством товаров.<BR>"Во-первых, очень много подделок. Подделывают практически все, -- констатирует Александр Филиппов. -- Товары продовольственной и непродовольственной группы, спиртное, одежду, обувь и т.д.<BR>Во-вторых, в ходе проверок обнаруживается огромное количество товаров с истекшим сроком годности. Причина заключается в том, что покупательская способность населения остается низкой, а цены постоянно растут и товар залеживается. Иногда такой товар чуть ли не открыто продают с истекшим сроком годности, а люди покупают, потому что стремятся сэкономить".