Научные центры России отпустят в рынок

Министерство промышленности, науки и технологий РФ завершает разработку законопроекта "О государственных научных центрах (ГНЦ)" и концепции реформирования системы ГНЦ.

<BR><BR>Министерство промышленности, науки и технологий РФ завершает разработку законопроекта "О государственных научных центрах (ГНЦ)" и концепции реформирования системы ГНЦ.<BR><BR>При этом в значительной мере используются предложения петербургского ФГУП ЦНИИ "Электроприбор". Схема взаимодействия этого предприятия с государством может стать модельной для российских государственных научных центров. Впрочем, другие петербургские научные центры настороженно относятся к инициативе коллег, которые призывают отказаться от излишней государственной поддержки.<BR><BR><B>История вопроса</B><BR>Система ГНЦ РФ была образована в 1993 году указом Президента РФ. Государство впервые предприняло попытку оказать поддержку фундаментальной и прикладной науке, сконцентрировав финансовую помощь на отдельных, наиболее перспективных направлениях работ. Однако за 10 лет своего формального существования система ГНЦ так и не стала хорошо отлаженным методом финансирования науки: ГНЦ до сих пор не имеют законодательной основы деятельности, зато принадлежат к совершенно разным организационно-правовым формам и формам собственности. Степень участия государства в работах ГНЦ также самая различная: в 2002 году бюджетное финансирование в общем составило около 7% их доходов, но для разных центров эта доля колеблется от 1% до 90% (см. диаграмму).<BR>После того как в начале 2002 года были приняты "Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", Минпромнауки начало подготовку реформы системы ГНЦ. Реформа должна завершиться уже в текущем году, и ключевым стал вопрос о том, по каким критериям отбирать предприятия-претенденты на присвоение статуса ГНЦ РФ.<BR>В проекте Концепции реформирования системы государственных научных центров Российской Федерации говорится: "В случае необходимости будут приниматься решения об изменении организационно-правовой формы и новых способах организации их деятельности..." Это новшество, поскольку до сих пор действовало положение Указа Президента РФ о неизменности формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, объявленного ГНЦ.<BR><BR><B>Государство лимитед</B><BR>В предложениях, подготовленных ЦНИИ "Электроприбор", предлагается ограничить участие государства в деятельности ГНЦ, увеличив тем самых роль бизнеса в развитии и поддержке науки. Для присвоения статуса ГНЦ одним из основных, по мнению "Электроприбора", должно стать условие, чтобы объем работ, выполняемых за счет госбюджета, не превышал 25% от общего объема работ.<BR>"Процесс выживания для российской науки не может быть бесконечным, государство не должно постоянно финансировать ее на 100%, -- считает директор ЦНИИ "Электроприбор" академик РАН Владимир Пешехонов. -- Данный критерий призван усилить взаимодействие науки с реальными секторами экономики". По мнению академика, центр тяжести должен быть перенесен с финансовой помощи со стороны государства на повышение роли самих ГНЦ. Каждый из них должен нести ответственность за развитие соответствующей его профилю критической технологии федерального уровня.<BR>По словам Владимира Пешехонова, критериям, содержащимся в предложении ЦНИИ "Электроприбор", на сегодняшний день удовлетворяют около 90% нынешних ГНЦ. "В этом плане ЦНИИ "Электроприбор" представляет собой пример НИИ, успешно преодолевшего переходный период: финансовая поддержка со стороны государства составляет менее 1% от общего объема работ", -- отмечает директор.<BR><BR><B>Формы не тронут</B><BR>"Электроприбор" считает нужным включить в Концепцию положение о том, что присвоение статуса ГНЦ не повлечет за собой изменения организационно-правовой формы и формы собственности научной организации. Владимир Пешехонов уверен: "Не надо вопрос об организационно-правовой форме и форме собственности примешивать к вопросу о присвоении статуса ГНЦ. Можно эффективно работать и оставаясь государственным предприятием, и будучи акционерным обществом. Здесь главным критерием должна стать все-таки эффективность".<BR>Александр Путилов, руководитель департамента развития технологий Минпромнауки, подтвердил, что это предложение, скорее всего, будет использовано министерством. "Каждый ГНЦ вправе сам решать этот вопрос в зависимости от специфики своей работы".<BR>Второе предложение -- об установлении лимита госфинансирования не вызывает восторга у представителей других петербургских ГНЦ. "При введении такого критерия в разряд обязательного погибнут все ГНЦ -- государственные предприятия, поскольку большинство из них действует на основе хозяйственных договоров", -- считает Андрей Хаустов, начальник отдела ФГУП "ЦНИИ технологии судостроения"<BR><BR><B>Сейчас в России действует 58 государственных научных центров, из них 12 находятся в Санкт-Петербурге</B><BR><B>1. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт</B><BR><B>2. Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева</B><BR><B>3. Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова</B><BR>4. Всероссийский научный центр "Государственный оптический институт имени С.И. Вавилова"<BR><B>5. Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов</B><BR>6. Российский научный центр "Прикладная химия"<BR><B>7. Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики при С.-Петербургском государственном техническом университете</B><BR>8. Центральный научно-исследовательский институт "Гидроприбор"<BR>9. Центральный научно-исследовательский институт "Электроприбор"<BR><B>10. Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова</B><BR>11. Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов "Прометей"<BR><B>12. Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения</B>