Отечественные производители бумаги пускают офсет под карандаш

С начала 2003 года некоторые оптовики бросились поднимать цену на офсетную бумагу в ролях кто на 5%, а кто и на 15%.

<BR><BR>С начала 2003 года некоторые оптовики бросились поднимать цену на офсетную бумагу в ролях кто на 5%, а кто и на 15%.<BR><BR>Но большинство трейдеров пока сохраняет спокойствие, благодаря чему средняя оптовая цена к концу января поднялась всего на 4%. Но это не предел. Оптовики прогнозируют сокращение производства офсетной бумаги в ролях и рост цен. Насколько они вырастут к концу года, пока сказать сложно: по самым скромным оценкам -- на 20%.<BR><BR><B>В чем дело</B><BR>Крупнейший производитель офсетной бумаги в России -- ОАО "Нойзидлер Сыктывкар" (бывший ОАО "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс") переориентирует производство на выпуск офисной бумаги. По сути, офисная бумага та же офсетная, только порезана на листочки разного формата.<BR>"Выпуск офсетной бумаги в ролях сократится. Но это никак не отразится на рынке", -- уверяет Владимир Синицын, директор ООО "Парма" -- официальный представитель ОАО "Нойзидлер Сыктывкар" в Петербурге.<BR>Иного мнения придерживается коммерческий директор ОАО "Ленснабпечать" Юрий Мякинеков. "За счет сокращения производства на "Нойзидлер Сыктывкар" возникнет дефицит качественной ролевой офсетной бумаги. В России пока только два предприятия -- "Нойзидлер Сыктывкар" и "Светогорск" выпускают офсетную бумагу, по качеству сопоставимую с импортной. Спрос на качественную бумагу вряд ли снизится. Издатели книг, периодики успели приучить потребителя к хорошей бумаге. Так что цены на нее будут расти. И это даст дополнительный импульс появлению новых производителей ролевой офсетной бумаги в России", -- говорит Юрий Мякинеков.<BR>В апреле 2003 года "Нойзидлер Сыктывкар" планирует запустить вторую линию по производству офисной бумаги мощностью 140 тысяч тонн в год. Вместе с первой линией компания сможет выпускать 190 тысяч тонн офисной бумаги в год.<BR><BR>Это даже хорошо,<BR><B>что плохо</B><BR>Офисная бумага, в отличие от ролевой, приносит производителю большую прибыль. Спрос на офсет в ролях стабилен последние 2 года. И бумажные комбинаты работают не на полную мощность. Средняя загрузка российских целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК) по выпуску офсетной бумаги составляет 65%.<BR>Так, потенциальная мощность "Нойзидлер Сыктывкар" по выпуску офсетной бумаги -- 380 тысяч тонн в год. Реально предприятие в 2002 году произвело офсетной бумаги около 240 тысяч тонн (см. табл.). Спрос на офисную бумагу ежегодно прирастает на 6-8%. И пока в этом сегменте доминирует импортный товар.<BR>Благодаря этому сложившийся на рынке уровень цен позволяет российским ЦБК окупать инвестиции в производство: модернизировать бумагоделательные машины, повышая качество производимого продукта, и покупать оборудование для более глубокой переработки бумаги.<BR><BR><B>У вас упало</B><BR>Иная картина вырисовывается на рынке газетной бумаги. Цены на нее хронически росли, а теперь падают.<BR>Беда российских производителей газетной бумаги в том, что экспорт с конца 2000 года сокращается, а внутреннее потребление не превышает 1/3 валового внутреннего производства бумаги и ежегодно падает. Общая тенденция на рынке газетной бумаги, и не только в России -- снижение спроса. Одни печатные издания сокращают тиражи, другие переходят на более качественную бумагу.<BR>Производство газетной бумаги в России с 2001 года сокращалось и к к концу 2002 года упало ниже 1,3 млн тонн. По данным Минпромнауки РФ, в 2002 году российские ЦБК могли в 1,5 раза увеличить выпуск газетной бумаги, однако многие комбинаты не смогли задействовать на полную мощность бумагоделательные машины из-за отсутствия спроса на внутреннем рынке.<BR>Каждый производитель пытается удерживать старых и приманивать новых покупателей как на внешнем, так и на внутреннем рынке низкой ценой.<BR>Оптовики удивляются: даже увеличение тарифов на энергоносители не приводит к мгновенному повышению отпускных цен на комбинатах, как это происходило в период с августа 1998 года по март 2001 года. Тогда цена газетной бумаги стремительно росла вопреки стабильному курсу доллара и сокращению тиражей печатных изданий. Просто производители "газетки" ограничивали поставки на внутренний рынок, предпочитая отправлять ее на экспорт. Там за нее больше денег давали.<BR>Но сейчас и за границей "газетка" не в цене. Помочь российским производителям в конкурентной борьбе на внешнем рынке решило Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В ноябре 2002 года оно внесло в Правительство РФ проект закона о двукратном снижении ставки таможенной пошлины на экспорт газетной бумаги с 10 до 5%. Если ситуация на внешнем рынке газетной бумаги улучшится, то на внутреннем она может резко ухудшиться. Пока эту опасность трейдеры не принимают близко к сердцу.<BR>"Серьезных всплесков спроса на газетную бумагу в ближайшее время не предвидится, сырье дешевеет, поэтому цены на бумагу будут достаточно стабильными", -- говорит Олег Канатенко, директор по продажам ООО "Петробумага".<BR><BR><B>Целлюлоза-мать</B><BR>В декабре 2002 года цены на целлюлозу достигли дна и начали "всплывать".<BR>Еще весной 2001 года производители этого товара в США, Канаде, странах ЕС начали сокращать выпуск. Цены на это реагировали вяло. Потому что производство целлюлозы росло в Азии и Южной Америке. То есть в странах, где самые быстрорастущие рынки бумаги.<BR>И только в начале 2002 года производителям Европы и США удалось переломить ситуацию -- мировые запасы целлюлозы начали сокращаться, а цены расти.<BR>Так, в ноябре прошлого года тонна самой дорогой целлюлозы -- NBSK (беленая хвойная сульфатная целлюлоза) со сроком поставки в декабре 2002 года продавалась на лондонской бирже Pulpex по $390 за тонну. А в январе 2003 года фьючерсный контракт со сроком исполнения в сентябре 2003 года заключался по цене $450 за тонну.<BR><B>Два в одном</B><BR>Главная причина снижения спроса и цен на целлюлозу -- развитие технологии производства упаковки из макулатуры, она дешевле "чисто целлюлозной".<BR>Так, производители макулатурного картона, снижая цены, пытаются занять место производителей картона, полностью изготовленного из целлюлозы.<BR>Но если за пределами России производители одного и второго картона конкурируют друг с другом, то в России оба вида картона предлагает, как правило, одна фирма.<BR>Спрос на упаковочные материалы внутри страны уже третий год растет, опережая предложение, и цены на картон остаются на высоком уровне. Это способствует энергичному росту производства. В 2002 году отечественные целлюлозно-бумажные комбинаты увеличили выпуск картона на 9,8% и перешли рубеж в 1,8 млн тонн.<BR><BR><B>Смена ориентации</B><BR>Иностранные аналитики уверены, что в результате падения доллара европейские экспортеры мелованных бумаг могут оказаться в невыгодном положении. На мировом рынке их потеснят производители из Северной Америки и Юго-Восточной Азии.<BR>Это может коснуться и России. Так, в 2002 году экспорт мелованной бумаги из США в Россию вырос в 13 раз по сравнению с 2000 годом и в 2 раза по сравнению с 2001-м. Если американские поставщики бумаги продолжат наращивать экспорт такими же темпами, им потребуется 5 лет, чтобы сравняться по объемам продаж с европейскими поставщиками, а точнее финляндскими (см. табл.).<BR>"Маловероятно, чтобы производители Юго-Восточной Азии или США заняли доминирующее положение на российском рынке в ближайший год или два.<BR>Из-за длительного срока доставки и широкого ассортимента бумаги оптовикам придется значительно увеличить товарные запасы, потребуются дополнительные складские помещения, а также оборотные средства. Это вряд ли кому удастся сделать в короткий срок", -- размышляет Кирилл Усов, начальник отдела рекламы ООО "Берег".<BR>Несомненно только одно -- рост цен на бумагу вместе с ростом курса иностранных валют.<BR>