00:0031 января 200300:00
41просмотров
00:0031 января 2003
За 2002 год книжный рынок по основным параметрам, на первый взгляд, уменьшился. Количество проданных книг заметно сократилось, хотя объем продаж сохранился на прежнем уровне.
<BR><BR>За 2002 год книжный рынок по основным параметрам, на первый взгляд, уменьшился. Количество проданных книг заметно сократилось, хотя объем продаж сохранился на прежнем уровне.<BR><BR>Таким образом, не оправдались опасения книгоиздателей, что введение 20% ставки НДС на их продукцию погубит рынок.<BR>По предварительным данным Российской книжной палаты (РКП), в 2002 году издано 72 тыс. наименований книг и брошюр (согласно регистрации обязательного экземпляра) общим тиражом 500 млн экземпляров. Общий тираж выпущенной литературы в прошедшем году по сравнению с 2001 годом сократился почти на 50 тыс. экземпляров, но в то же время почти на 2 тысячи увеличилось количество наименований.<BR>За десятилетие, с начала 90-х годов XX века, рынок вырос почти в 2 раза: с 40 тысяч наименований книг до 70 тысяч.<BR>Около 85% совокупного объема книжного рынка занимают московские издательства. На долю петербургских приходится только 8%.<BR><BR><B>Главная проблема</B><BR><B>книгоиздателей</B><BR>По данным Российской книжной палаты, за первое полугодие 2002 года выпуск книг по количеству наименований вырос на 7,9%, а тиражи упали почти на 13%.
<BR>Падение тиража в 2002 году напрямую связано с введением в действие с 1 января 2002 года НДС 20%, уровнявшего тем самым книгоиздание с большинством отраслей. Правда, для учебной и научной книжной продукции, а также для периодических печатных изданий (кроме рекламных и эротических) установлена пониженная ставка НДС -- 10%.<BR>Кроме того, с начала 2002 года на книжную продукцию был установлен 5%-ный налог с продаж (НСП). Книжная торговля сразу же отреагировала на эти законодательные введения, значительно подняв розничные цены по разным группам изданий до 40%, а с учетом всех экономических факторов -- до 70%. Это привело к резкому падению спроса.<BR>Высокая ставка НДС в книжном бизнесе также существует в Дании и Швеции. Но в большинстве стран государство поддерживает книгоиздание, освободив отрасль полностью или частично от налогообложения (см. табл.).<BR>По словам вице-премьера РФ Валентины Матвиенко, курирующей СМИ и издательское дело в России, "государство ошиблось" при установлении для книжной отрасли 20% НДС. Тем не менее оно не торопится пересмотреть ставки налога.<BR>Игроки книжного рынка видят несколько возможных решений этого вопроса на правительственном уровне, надеясь на полную отмену НДС для детской и учебной литературы и понижение -- для остальной (см. врезку).<BR><B>Конечный результат</B><BR>Рынок книгоиздания строится совместными усилиями нескольких бизнесов: издательств, полиграфии, целлюлозно-бумажной промышленности, книготорговых магазинов и сетей. Если для бумажной и полиграфической промышленности выпуск книг -- лишь небольшое поле их деятельности, то книгоиздание и книжная торговля очень жестко взаимосвязаны.<BR><BR><B>Полиграфия</B><BR>В конце 2001 года Правительство РФ запустило программу "Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 гг.)". На ее реализацию выделено 729 млн руб. Несмотря на целевое финансирование, отечественная книжная полиграфия все еще находится в кризисе (на фоне общего роста полиграфического производства). Сектор книг в полиграфической отрасли занимает около 10%, причем книги в твердом переплете -- всего 40% от этого количества.<BR>Если для сектора упаковочной полиграфии за последние 5 лет в страну ввезено более 700 флексографических машин для печати на гибкой пленке, то для книжного производства оборудование не обновлялось уже более 10 лет. Основные производственные фонды изношены на 90%. В итоге -- типографии не в состоянии обеспечить качество выпускаемых книг.<BR>Проблему полиграфической базы крупные издательства решают индивидуально. Например, издательству "Терра" частично принадлежат Ярославский и Можайский полиграфкомбинаты; издательство "АСТ" владеет двумя крупнейшими полиграфическими комбинатами в Минске.<BR><BR><B>Целлюлозно-бумажная промышленность</B><BR>Целлюлозно-бумажная промышленность отличается высокой степенью монополизации.<BR>В России всего восемь целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК), из которых на долю пяти крупнейших (ОАО "Волга", ОАО "Кондопога", ОАО "Сыктывкарский ЛПК", ГП "Камский ЦБК", ОАО "Соликамскбумпром") приходится 85% выпуска офсетной и 95% газетной бумаги.<BR>Отрасль имеет экспортную ориентацию: 70% всей бумаги реализуется за рубежом, цены же на нее внутри страны сопоставимы с общемировыми. ЦБК проводят картельную ценовую политику.<BR>Книгоиздатели считают, что оставшиеся 30% российской бумаги недостаточно для нужд внутреннего рынка.<BR>Кроме того, по их мнению, рынок необходимо обеспечить бумагой отечественных производителей по фиксированным ценам.<BR>По данным ВНИКИ, темпы прироста спроса на книжно-журнальную бумагу в 2003 году составят 5-6%, или 85-95 тыс. тонн.<BR><BR><B>Издательства</B><BR>До 1990 года в России работало 70 издательств, причем исключительно государственных. В настоящее время количество активно действующих издательских фирм разной формы собственности составляет примерно 6 тысяч.<BR>Основные игроки отечественного книжного рынка, контролирующие около 2/3 оборота книжной отрасли, -- московские издательства "АСТ", "Дрофа", "Эксмо-Пресс", "Просвещение" и "Олма-Пресс" -- печатают книги практически всех жанров. Полижанровость остается единственным способом удержать и увеличить обороты.<BR>Крупнейшие издательства Петербурга: ИД "Нева", "Азбука", "Питер", "Амфора", "Весь", "Паритет", "Тимошка", "Лань", "Литера", "Полигон" -- выпускают 50% наименований книг, продаваемых на региональном рынке, и имеют более 60% совокупного тиража в городе.<BR>В Уральском регионе (вплоть до Дальневосточного ФО) наиболее крупным является екатеринбургское издательство "У-Фактория".<BR><B>Книготорговые сети</B><BR>Издатели не имеют возможности контролировать розничные цены своей продукции. Поэтому крупные российские издательства стремятся создать собственные сети распространения в регионах. Это позволяет минимум на 10% сократить розничную цену книги (которая, проходя через несколько посредников, становится в 3-4 раза выше издательской), а также сократить время возврата средств, вложенных в производство книги (средний срок возврата составляет не менее 6 месяцев).<BR>Средняя себестоимость книги в твердой обложке -- около 30 руб. Издательство передает ее на реализацию оптовым распространителям по 35-40 рублей.<BR>Пройдя через одного-двух региональных торговых посредников, цена книги на лотках и полках магазинов поднимается до 80-120 рублей.<BR>Не имея средств на развитие собственных торговых сетей, практически все издательства пользуются услугами фирм-посредников. Исключение составляют несколько издательств, среди которых выделяются "АСТ" (через его торговую сеть проходит, по разным оценкам, от 40 до 60% всего российского книжного оборота) и "Эксмо", обладающее сетью ларьков в вестибюлях московского метро.<BR>Напрямую (без цепочки региональных посредников) с издательствами работают только ведущие книготорговые сети: "Топ-книга", "Библиосфера", "Книжный клуб 36,6", "Мастер-книга", имеющие свои фирменные магазины в разных городах.<BR>Самой развитой является новосибирская сеть "Топ- книга", работающая более чем в 50 городах.<BR>В Петербурге и Москве находятся крупнейшие книжные магазины России и несколько локальных книжных сетей: "Санкт-Петербургский Дом книги", "Книжный клуб "Снарк", "Буквоед" -- в Петербурге; "Дом книги "Москва", ТД "Библио-Глобус" и "Терра" -- в Москве.<BR><BR><B>Дежурный по рынку</B><BR>С начала 90-х гг. XX века в книжной среде активно обсуждается тема здорового функционирования отрасли. По мнению самих участников рынка -- издателей, полиграфистов, бумажников, продавцов, -- положительных результатов можно достичь только при совместных действиях всех игроков книжного рынка. Для этого необходимо разработать единые правила конкуренции, рознично-оптовых отношений и технологии; а также книготорговые классификации, электронные форматы, т.е. создать единое информационное пространство.<BR>Появившиеся профессиональные объединения -- Ассоциации книгоиздателей (АСКИ) и Ассоциации книгораспространителей независимых государств (АСКР) -- взяли на себя миссию отстаивать интересы издателей на федеральном уровне и книготорговцев на межгосударственном уровне СНГ.<BR>Вслед за этими объединениями стали появляться другие общественные организации, стремящиеся представить интересы почти всего книжного сообщества. Так, образовавшийся Союз распространителей печатной продукции (СРПП) включил в сферу своего влияния региональные СМИ, отдельные книжные издательства и предприятия книжной торговли. Последним образованием в этом ряду явился Российский книжный союз (РКС). Его учредителями стали крупнейшие московские и петербургские издательства, московский ТД "Библио-Глобус" и книготорговая сеть "Топ-книга" (см. табл.).<BR>Все эти объединения имеют одну цель: создание в России цивилизованного и прозрачного книжного рынка и рынка печати (в Германии корпоративные интересы книжной отрасли перед властью представляет только Немецкий биржевой союз, основанный 160 лет тому назад и объединяющий около 4500 предприятий издателей и книготорговцев).<BR>Главным достижением этих объединений стало принятие федерального Закона "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ" в 1996 г. За 6 лет действия этого закона книжным объединениям удалось удвоить выпуск названий книг и приостановить дальнейшее падение тиражей.<BR>Другим достижением явилось решение Минпечати о разработке с 2001 года единой информационной платформы для издателей, книготорговцев и библиотек. Вопрос создания единого информационного поля перед отраслью стоял особо остро, поскольку без отлично отлаженной информационной инфраструктуры (анализа рынка, печати и допечатки книг и их быстрой доставки в сеть книжных магазинов) невозможно развитие отрасли в современных рыночных условиях.<BR><BR><B>Рынок не готов к защите</B><BR>Книжный рынок в основной своей массе находится в руках российских книгоиздателей. Но вероятность скорого прихода иностранных инвесторов достаточно велика. По мнению операторов рынка, ощущается острая нехватка торговых площадок: книжных сетей и магазинов, где может быть максимально полно представлена книжная продукция.<BR>В стране работает 3-3,5 тыс. книжных магазинов (в 1990 году на территории РФ их насчитывалось 18 тыс.). По данным Ассоциации книгораспространителей независимых государств, сейчас в Москве работает 200, в Петербурге -- около 150 книжных магазинов. В Москве один магазин приходится на 45.000 жителей (в Финляндии -- на 16.667 жителей, в Норвегии -- на 18 000).<BR>При выпуске более 70 тыс. наименований книг в год только несколько книжных магазинов или сетей могут представить до 30 тыс. наименований одновременно.<BR>В среднем книжном магазине присутствует 3-4 тысячи наименований. На лотке же -- всего 100-200 наиболее раскупаемых книг.<BR>Оценочная стоимость этих 3-3,5 тыс. книжных магазинов составляет $200-300 млн. Поэтому крупнейшие западные корпорации, годовая прибыль которых составляет миллиарды долларов, достаточно просто могут войти на российский книжный рынок. Так, 80% книжного товарооборота США приходится на шесть крупнейших транснациональных концернов: Holtzbrinck, Bertelsmann (Германия); Pearson, компания Руберта Мэрдока (Великобритания) и AOL/Time Warner, Disney (США).<BR>В Германии большая часть издательств подчинены Holtzbrinck и Bertelsmann. В Италии -- концерну Берлускони. Во Франции 2/3 издательств принадлежит Hachette и Vivendi.<BR><BR>По количеству наименований книг за всю историю российского книгоиздания рекордным является 2001 год, когда было издано 70.332 наименований. По объему тиражей рекордным являются 1987 и 1988 гг. -- более 1,8 млрд экземпляров.<BR>Российский книжный рынок оценивается в $1,5 млрд. При сравнительно небольшой емкости рынка Россия находится примерно на 5 месте среди лидирующих по книгоизданию стран (в США книжный рынок оценивается в $23 млрд). Лидерами в книгоиздании являются Китай, Германия, Великобритания и США. Завершают лидирующую восьмерку стран Италия, Франция и Бразилия.<BR>По такому параметру рынка, как количество книг на душу населения, российский рынок также отстает: на одного человека приходится 3-4 книги, тогда как в Германии -- 4-5, в США -- 5, во Франции -- около 6 книг на человека.<BR><BR>С 1992 по 1995 гг. российская книжная отрасль в 3-4 раза сократила общие тиражи учебной, образовательной, художественной и научной литературы.<BR>В связи со сложившейся ситуацией на книжном рынке в 1995 году Государственная дума приняла Закон "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ", который освобождал от налога на добавленную стоимость (НДС) обороты по реализации периодических изданий и книг. А также предусматривал таможенные льготы на ввозимые в страну издателями и редакциями бумагу, полиграфические материалы, оборудование.<BR>За федеральным законом последовали региональные, отменившие налог с продаж (НСП) на книжную продукцию в целом прежде всего в Москве и Петербурге. Действие этих законов смогло приостановить дальнейшую регрессию книжной отрасли.<BR>Объем производства книг в 1996- 2000 гг. стабилизировался на уровне 450-470 млн экземпляров.<BR>1 января 2002 года закончил свое действие Закон "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ". По предварительным итогам 2002 года, общий тираж снова снизился по сравнению с 2001 годом (приблизительно на 8%) и составил порядка 500 млн экз.<BR>