Street race газует на бизнес-старте

В Петербурге -- внеплановая эпидемия. Мужички вылезли из гаражей и соревнуются друг с другом на предмет -- кто быстрее проедет. Пользуясь моментом, предприимчивые индивидуумы стараются поставить забаву с иноязычным именем street race на коммерческую основ

<BR><BR>В Петербурге -- внеплановая эпидемия. Мужички вылезли из гаражей и соревнуются друг с другом на предмет -- кто быстрее проедет. Пользуясь моментом, предприимчивые индивидуумы стараются поставить забаву с иноязычным именем street race на коммерческую основу.<BR>Похоже, сезон у стритрейсеров не заканчивается никогда. Они гоняют несмотря на лед, мороз, плохую видимость и неблагоприятную инфекционную обстановку. Желающих помочь модным лихачам пруд пруди, даже корреспондент "ДП", далекий от гоночных трасс, отыскала в городе как минимум трех организаторов, которые не прочь претендовать на звание самых главных стритрейсеров Петербурга.<BR><BR><B>Киношная история</B><BR>В street race (он же drag racing) все, как в кино. Две машины стоят на одной линии и по отмашке некоего персонажа по прозванию "стартер" рвут с места на четверть сухопутной американской мили. Стартер может давать отмашку флагом, но чаще делает это просто рукой, все-таки непрофессиональный спорт. Выигрывает, как и полагается, тот, кто первый приходит к финишу. Правда, пока эта сермяжная правда простых развлечений американских бездельников дошла до России, она претерпела некоторые изменения.<BR>Во-первых, то, что начиналось в США как забава, уже давно переросло в профессиональное занятие. Причем произошло это еще на бескрайних просторах дикого Запада. В российской действительности из стритрейса также пытаются делать бизнес.<BR>А во-вторых, катаются уже не только на четверть мили, но и на одну восьмую, и даже по кругу. Хотя приверженцы чистого искусства драгрейсинга и утверждают, что катание по кольцу -- это просто развлечение, для самих участников заезда, в принципе, уже не важно, на сколько и по какой трассе ехать, главное ехать... быстро и красиво.<BR><BR><B>Гоночные империи</B><BR>Бизнес на street race более-менее официально пытаются делать НПА "Стритрэйс Санкт-Петербург", развлекательный центр Neva-Da и Максим Жарковский по прозвищу Tank. Последний, в общем-то, стоял у истоков петербургских уличных гонок. Сам он, системный администратор небольшой компании, как-то ехал с другом на старом "опеле" по городу. Возле светофора остановился рядом с "мерседесом", а затем "сделал" его на старте. После этого друзья целый день катались по городу и соревновались на светофорах с каждым встречным-поперечным. Чуть позже забава переросла в уличные гонки. Сегодня на его мероприятия приезжает более полутысячи машин.<BR>Правда, усилия этих трех активистов пока можно скорее назвать промоушеном самого движения. Самое большее, что они пытаются заработать, -- это брать по 50-100 рублей за участие в заездах.<BR>Гораздо более реальные деньги зарабатывает еще пара-тройка так называемых тусовок, которые, устраивая гонки, собирают деньги за участие и организуют тотализаторы. "Например, действовала в этом сезоне финэковская тусовка", -- рассказывает Максим Жарковский.<BR>Говорят, что знаменитой в петербургском мире street race эта группа стала после того, как ее "закрывали с полком ОМОНа". Дело было на кольцевой автодороге. Устроители гонок перекрыли половину проезжей части и начали заезды. В этот момент по дороге в ту же сторону ехала машина дорожно-патрульной службы. Когда милиционеры подъехали к стартовой площадке гонок и попросили освободить проезжую часть, то получили "невежливый отказ". Что было потом, догадаться нетрудно.<BR>Вообще с милицией практически у всех организаторов уличных гонок сложные отношения. Одни пытаются успеть провести заезды до того, как приехали сотрудники ГИБДД, другие стараются договориться.<BR><B>Какой угар, нет никакого угара</B><BR>Лучше всего это получилось у развлекательного центра Neva-Da, который совместно со спортивно-оздоровительным клубом "Азарт" проводит свои гонки на ускорение. Официальность статуса своих соревнований здесь даже подают как некое конкурентное преимущество. "Обычные стритрейсы -- мероприятия опасные как для гонщиков, так и для окружающих. Мы ратуем за законопослушных рейсеров, наши гонки санкционированы ГИБДД и зарегистрированы в Ассоциации автомобильного спорта как официальное мероприятие", -- рассказывает Сергей Николаев, заместитель директора центра по маркетингу и развитию. Хотя он и не исключает, что, в принципе, во всех уличных гонках участвуют одни и те же люди, которым по большому счету все равно, кто дает отмашку на старте. "Даже можно сказать, что иногда действует принцип запретного плода, который всегда более сладок, нежели что-то разрешенное", -- оговаривается он.<BR>В Neva-Da говорят, что гонки на ускорение -- это просто рекламная акция. "Никакой финансовой выгоды от этого мы не получаем абсолютно и в день проведения заездов увеличения выручки не чувствуем. Проведение одного этапа обходится в пару тысяч долларов. Иногда мы находим спонсоров, иногда спонсируем сами", -- рассказывает Сергей Николаев.<BR><BR><B>На перспективу</B><BR>С таким скептическим взглядом на доход от уличных гонок не согласен Максим Жарковский. "Конечно, пока все, что происходит, идет на уровне "Зарницы". Но в стритрейсе есть потенциал. Деньги здесь можно делать практически на всем: на пиве, на рекламе, на тюнинге. Я планирую, что в следующем сезоне наши гонки станут чем-то вроде фестиваля, на который соберутся и тюнинговые компании, и установщики музыки, и рейсеры. Кроме того, пора это все легализовывать, потому что с таким количеством участников, которое есть сейчас, полуподпольной гонки проводить уже не удается", -- размышляет он.<BR>По самым скромным подсчетам, сегодня в Петербурге порядка 600 активных участников уличных гонок. В последний раз, когда Жарковский проводил свои заезды, основная сложность была разместить на парковке машины всех желающих. Кстати, из-за постоянного роста числа участников уличные гонки Tanka уже сменили несколько мест. "Когда мы проводили заезды на дороге в Угольную гавань, на выезде из порта скапливалось столько грузовиков, что пробка стояла метров на 300-400", -- вспоминает он.<BR>Отличить рейсеров можно по наклейкам на их автомобилях. Правда, эти самые наклейки одновременно являются и бедой энтузиастов движения. "Едешь по дороге и вдруг видишь, что какой-то отмороженный с наклейкой на стекле начинает вести себя на дороге по-хамски. Приходится догонять, объяснять ему, что так делать нельзя. Ведь если в обществе сложится мнение, что стритрейсеры необразованные хамы, то и отношение к этому спорту будет соответствующее", -- философствует Максим Жарковский.