00:0016 декабря 200200:00
6просмотров
00:0016 декабря 2002
"Сегодня в Петербурге, да и в Москве, очень много вузов, которые ведут символический учебный процесс и просто продают дипломы. И это беда не только негосударственных вузов, а системы российского образования в целом.
<BR><BR>"Сегодня в Петербурге, да и в Москве, очень много вузов, которые ведут символический учебный процесс и просто продают дипломы. И это беда не только негосударственных вузов, а системы российского образования в целом.<BR>На мой взгляд, Президент это понимает. Поэтому для страны важно качество образования.<BR>Уровень образования определяется спросом на специалиста. Если у нас сегодня на 4-м курсе 75% студентов работают, это значит, что в фирмах есть спрос на наших специалистов, на их знания. Нам звонят, нас просят, и мы иногда заключаем договоры. Это факт, который говорит о качестве образования.<BR>Образование не ограничивается аудиторными занятиями, особенно в наше время. В нашем университете 800 компьютеров, все в интернете. Мы собираемся открыть центр дистанционного и открытого образования.<BR>Человек должен образовываться всю жизнь, и высшая школа должна научить учиться, в том числе и самостоятельно.<BR>Это значит дать возможность концептуально, методологически научиться использовать все источники информации, которые окружают современного человека.<BR>Кроме знаний настоящий вуз формирует личность, надо заниматься воспитательной работой. И в негосударственных вузах есть очень достойное воспитание личности. Я уверен, что Президент имел в виду именно вузы-однодневки, которые, как известная овца, портят все.<BR>Меня долго причисляли к ненавистнику негосударственных вузов, пока я не аттестовал несколько нормальных институтов. Действительно, я -- государственник. Для государственного вуза обучение -- это миссия, для негосударственного -- это бизнес. Образование -- одна из функций государства, которое должно обеспечить доступность образования. Государственный вуз дает одинаковое образование и платным, и бюджетным студентам.<BR>Когда стране было тяжело, мы вуз поддержали, а следовательно, помогли государству. А государство допустило ошибку, что так легко открывало негосударственные вузы: значительный поток финансовых средств граждан ушел мимо государственного сектора образования.<BR>И пропорция между формами вузовской собственности искажена.<BR>В СССР в свое время было 460 вузов, сейчас в России вместе с филиалами и негосударственными вузами 3200 институтов. В Петербурге 48 государственных и 80 негосударственных вузов.<BR>Из-за сложившихся экономических условий большинство населения не смогло приезжать в Москву и Петербург, и государственные вузы своими филиалами двинулись навстречу провинции. Эта система сильна государственным контролем.<BR>Параллельно возникла система негосударственных вузов, которым с легкостью давали разрешения на открытие. Но и негосударственные вузы открывались по-разному. Некоторые опирались на хорошую базу и стали достойной составляющей общей системы высшего образования, некоторые пришли, чтобы "срубить" денег. К сожалению, негосударственных вузов последнего типа значительно больше. Они на слуху, мы знаем, в министерстве знают, но одним росчерком пера эту проблему не решить.<BR>Закрыть филиал гораздо проще, чем негосударственный вуз. Если закрыть филиал, головной вуз отвечает за судьбу студентов, а куда деть студентов, если негосударственный вуз закрыть.<BR>Если у негосударственного вуза помимо платы за обучение -- а это плата демпинговая, ниже, чем у государственного, -- не было никаких доходов, то сильного образования ему не дать. Не хватит на нормальную базу, на компьютеры, на библиотеку. Негосударственному вузу сложно, если он возникает и формируется только за оплату.<BR>В трудное время государство должно было разрешить вузам зарабатывать, а не вводить ограничения. Приходилось принимать на платную форму больше, чем нам разрешали, в новом законе никаких ограничений не будет.<BR>Система образования должна отвечать запросам экономического региона, структуре страны.<BR>Сегодня у нас неуправляемый процесс. Но пришла пора хотя бы определиться в пропорциях, сколько нужно готовить инженеров, сколько экономистов, сколько -- высококвалифицированных рабочих.<BR>Нужна стратегия развития страны и образовательной системы. Если раньше мы были милитаризованной страной и готовили больше всего инженеров, то это отвечало запросам государства. Военно-промышленный комплекс все поглощал.
<BR>Сегодня страна на рыночной экономике -- следовательно, должно быть больше всего экономистов, менеджеров, юристов и специалистов сферы обслуживания.<BR>В обществе сегодня две главные проблемы: население в целом, во-первых, экономически безграмотно, а во-вторых, юридически безграмотно. Элементарные вещи нужно доводить и до учеников, и до домохозяек. Они должны знать, как себя вести, когда перед ними возникает очередная финансовая пирамида. Понимать, что из воздуха деньги не делаются. Понимать, что юридическая ответственность за поступки свободного человека лежит на нем самом, а не на государстве. И поэтому я не вижу ничего плохого в том, что многие у нас сейчас получают юридическое образование или экономическое. Это не значит, что они все будут работать прокурорами или бухгалтерами. Они увидят, что на рынке такое количество юристов не требуется, получат другое образование за свои деньги, но те юридические основы, которые они получили, в жизни пригодятся. Образования никогда не бывает много.<BR>Негосударственные вузы, которые смогли привлечь дополнительные средства кроме платы за обучение и встать на ноги, сохранятся. Другие, не сумевшие вырасти за эти 10 лет, влачащие жалкое существование без помещений, без преподавателей, без базы, будут закрыты.<BR>Дальше -- демографическая проблема 2008-2010 года. В Петербурге число выпускников школ будет ровно в 2 раза меньше, чем сегодня. Все выпускники, если сдадут вступительные экзамены, смогут занять бюджетные места. А вот тогда число негосударственных вузов, как и в равной степени платное обучение в государственных вузах, резко сократится".