00:0005 декабря 200200:00
131просмотров
00:0005 декабря 2002
Значительную часть Финского залива и Невы в последние годы оккупировали опасные чужеродные организмы.
<BR><BR>Значительную часть Финского залива и Невы в последние годы оккупировали опасные чужеродные организмы.<BR>Многие из этих новых "петербуржцев" с труднопроизносимыми именами включены в список 10 самых опасных водных организмов мира. По мнению экспертов, они представляют серьезную угрозу гидротехническим сооружениям ЛАЭС и дамбе, наносят ущерб рыбной отрасли и т.д. В США ежегодный ущерб от "деятельности" аналогичных чужеродных организмов оценивают в сотни миллиардов долларов.<BR><BR>Александр Алимов,<BR>академик, заместитель председателя Объединенного научного совета "Экология и природные ресурсы" петербургского Научного центра РАН:<BR>"Чужеродные организмы чаще всего попадают в местную акваторию с балластными водами судов. Интенсивность судоходства в регионе постоянно растет, следовательно, растет и поток чужеродных организмов.<BR>Это не что иное, как биологическое загрязнение окружающей среды, которое в настоящее время представляет собой глобальную проблему и является одной из самых серьезных угроз морской окружающей среде. Вторжение чужеродных видов негативно влияет на биологическое разнообразие и использование водоемов как в рыбохозяйственных, так и рекреационных целях, а патогенные организмы и некоторые токсинообразующие виды водорослей представляют собой прямую угрозу здоровью человека.<BR>Последствия биологического загрязнения, в отличие от других видов антропогенного воздействия -- например, нефтяного загрязнения, имеют, как правило, необратимый характер. Проблема кажется несерьезной только на первый взгляд. За последние 20 лет благодаря водному транспорту в Балтийское море попали представители списка 10 самых опасных водных организмов мира, подготовленного недавно международной Глобальной программой по управлению балластными водами.<BR>Черноморско-каспийский моллюск-обрастатель дрейссена, черноморско-каспийский планктонный рачок церкопагис и китайский мохнатоногий краб в настоящее время в значительных количествах встречаются в восточной части Финского залива. Такие виды, представляющие собой угрозу биологическому разнообразию или наносящие экономический ущерб, называют "инвазивными". Упоминание про экономический ущерб вовсе не случайно. Массовое развитие дрейссены представляет собой серьезную угрозу гидротехническим сооружениям, в том числе водозаборным сооружениям ЛАЭС (моллюск их попросту забивает), где проводить исследования пока не разрешается.<BR>Рачок церкопагис выводит из строя рыболовные сети, в результате чего в восточной части Финского залива уже падают уловы рыбы и рыболовецкие организации терпят серьезные убытки. В настоящее время наблюдается увеличение численности китайского мохнатоногого краба, который при массовом развитии может разрушать дамбы и берега водоемов.<BR>Регион Черного и Каспийского морей является наиболее важным источником чужеродных видов для региона Балтийского моря, а североамериканские виды занимают второе место.<BR>Конечно, балластные воды -- не единственный источник опасности. Ряд нежелательных организмов был занесен в водную систему намеренно. К примеру, еще в 1970-е годы сотрудники Института речного и рыбного хозяйства проводили эксперимент по повышению рыбопродуктивности реки Вуоксы и поселили там бокоплава гмелиноидеса -- ракообразного с Байкала. Рачки не только вытеснили местные виды ракообразных, но распространились по всей Ладоге и уже попали в Финский залив. Кроме того, опасные организмы заносят в местные водоемы аквариумисты и рыболовы-любители. Примером может служить амурский ротан, вытесняющий местную рыбу. Особенно высокое разнообразие и численность "чужаков" характерны для Невской губы и восточной части Финского залива, в том числе в районе действующих и строящихся портов.<BR>Необходимость разработки специального регионального плана действий по охране водоемов бассейна Финского залива от биологического загрязнения была обоснована местными учеными еще в 1998 году, однако власти Петербурга заинтересовались этой проблемой только сейчас. Администрация же Ленинградской области до сих пор не уделяет решению проблемы биологического загрязнения должного внимания, хотя строительство новых портов происходит именно в Ленинградской области, и именно ее жителям причинен наибольший экономический ущерб от уже вселившихся чужеродных видов.<BR>Особая опасность и необходимость предотвращения биологических загрязнений отмечены в ратифицированной Россией в 1995 году международной Конвенции о биологическом разнообразии. Однако Россия практически не выполняет данную конвенцию. Отечественное законодательство в этом направлении тоже практически не разработано. Отсутствие же законодательных актов серьезно затрудняет принятие практических мер по защите водоемов региона Петербурга от биологического загрязнения с балластными водами от судов и других источников. При разработке законов в этой области и их практическом выполнении в регионе Петербурга может быть учтен опыт США, где уже принят ряд законов о контроле и предотвращении вселения опасных чужеродных видов и организован эффективный контроль над сбросом балластных вод".<BR><BR>Майкл Клечески,<BR>первый заместитель Генерального консула США в Спб:<BR>"Проблема вселения чужеродных организмов считается в США одной из самых серьезных. Экономический ущерб от вселения этих видов достигает сотен миллионов долларов в год. В 1999 году президент США подписал закон, направленный на борьбу с чужеродными инвазивными видами. Кстати, Россия является одним из "поставщиков" своих таких видов на североамериканский континент".<BR><BR>Вадим Панов,<BR>старший научный сотрудник Зоологического института РАН:<BR>"В районе Петербурга проходят водные транспортные потоки из районов Белого, Черного и Каспийского морей, а также Азии, Австралии, Северной и Южной Америки.<BR>К 2010 году интенсивность судоходства в Финском заливе практически утроится, и значительная доля этого увеличения будет приходиться на Морской порт Петербурга и нефтеналивной терминал в Приморске, куда в настоящее время заходят танкеры из различных регионов мира.<BR>Соответственно, следует ожидать значительное возрастание объемов сбрасываемых балластных вод судов, которые могут содержать нежелательные чужеродные и патогенные организмы. К зонам особого риска для вселения и массового развития опасных организмов относятся район нефтеналивного терминала в Приморске, Большой порт Санкт-Петербург и прилегающие к ним акватории Финского залива. Отсутствие контроля над сбросом балластных вод судов может привести к катастрофическим и необратимым изменениям в водоемах и стать острейшей экологической проблемой для региона Петербурга в будущем. При этом возможно занесение к нам и других представителей десятки самых опасных организмов мира, в частности вибрионов холеры и американского хищного гребневика мнемиопсиса. Известно, что вызванная сбросом зараженных балластных вод эпидемия холеры в Перу в период 1991-1994 годов унесла 10 тысяч человеческих жизней. А занесение гребневика мнемиопсиса в Черное и Каспийское моря привело к экологической катастрофе, стоившей сотни миллионов долларов рыбодобывающей индустрии стран Черноморско-Каспийского региона.<BR>Непринятие мер по решению проблемы заноса чужеродных организмов в наши воды затрагивает интересы и других стран.<BR>Так, специальные исследования показали, что в Великие североамериканские озера из бассейна Финского залива с балластными водами судов недавно были занесены два вида планктонных ракообразных. Причем один из этих видов был предварительно занесен к нам из региона Черного и Каспийского морей. В итоге эксперты США и Канады называют Невскую губу и восточную часть Финского залива источником нежелательных чужеродных видов для Великих озер.<BR>Но положительные сдвиги есть. Так, в 2002 году рабочая группа, созданная при петербургском Научном центре РАН, при поддержке Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга разработала основные положения системы мер защиты водной системы "Ладожское озеро -- река Нева -- Невская губа -- восточная часть Финского залива" от биологического загрязнения".<BR>Елена Емелькина,<BR>заместитель начальника Балтийской спецморинспекции:
<BR>"Балтийской спецморинспекцией в настоящее время проводится ряд мероприятий по контролю сброса балластных вод судами в Финском заливе. Наряду с ведением учета регионов, где производился забор балласта танкерами, заходящими в Петербург, был предпринят первый практический шаг в порту города Приморска. "Обязательные постановления по порту Приморск" включают условия (они касаются точек и глубин, где может быть забран балласт, разрешенный к сбросу в этом порту), фактически ограничивающие несанкционированный сброс балластных вод, содержащих чужеродные организмы.<BR>На настоящий момент не существует правил или норм, позволяющих определить, является ли водный балласт безопасным для сброса, поэтому замена балласта в открытом море на настоящее время представляется наиболее разумным выходом, учитывающим требования конструктивных особенностей судов.<BR>Регламентирование сброса изолированного балласта в порту назначения сейчас является единственно возможным, так как другие варианты (к примеру, использование городской канализации для приема вод с судов, строительство специализированных приемных сооружений и разработка технологий обработки балластных вод) требуют соответствующего финансирования. Ранее Балтийская спецморинспекция обращалась в Морскую администрацию порта Петербург с предложением внести изменения в "Обязательные постановления по порту Санкт-Петербург". Предлагаемые изменения заключаются в ограничении зоны, разрешенной для сброса балласта, и введении системы аналитического контроля балластных вод с судов. Данные изменения на местном уровне явились бы начальным этапом практической деятельности по решению проблемы.<BR>К сожалению, на настоящий момент "Обязательные постановления по порту Петербург", в отличие от порта в Приморске, еще не корректировались. Таким образом, до настоящего времени работа Балтийской спецморинспекции по проблеме ведется в двух основных направлениях: сбор информации о регионах, откуда могут быть занесены нежелательные водные и патогенные организмы (работа с судовой документацией), и установление на местном уровне ограничений для сброса балластных вод судов".<BR><BR>