Рекомендация Rec (2002)2 Комитета Министров Совета Европы...

Рекомендация Rec (2002)2 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о доступе к официальным документам

<BR><BR><B>Рекомендация Rec (2002)2 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о доступе к официальным документам</B><BR>Комитет Министров в соответствии с положениями статьи 15 Устава Совета Европы, Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием;<BR>Принимая во внимание, в частности, статью 19 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6, 8 и 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенцию ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (принята в Аархусе, Дания, 25 июня 1998 г.) и Конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке данных личного характера от 28 января 1998 г. (ЕТS№108), Декларацию о свободе выражения мнений и информации, принятую 29 апреля 1982 г., а также Рекомендацию №(81) 19 о доступе к информации, находящейся у органов публичной власти. Рекомендацию №(91)10 о сообщении третьим лицам данных личного характера, находящихся у органов публичной власти, Рекомендацию №(97)18 о защите данных личного характера, собранных и обрабатываемых для целей статистики, и Рекомендацию №(2000)13 о европейской политике, касающейся доступа к архивам;<BR>Учитывая значение в плюралистическом и демократическом обществе транспарентности деятельности публичных органов управления и наличия информации по вопросам, представляющим общественных интерес;<BR>Считая, что обеспечение широкого доступа к официальным документам на основе принципов равенства и в соответствии с четкими правилами:<BR>-- позволит общественности иметь адекватное представление о своем государстве, обществе, органах власти и формировать о них собственное мнение, способствуя таким образом ее участию в общественно-значимых делах;<BR>-- укрепит действенность и эффективность функционирования органов власти и поможет поддержать их единство, противодействуя коррумпированности;<BR>-- будет способствовать утверждению легитимности административных органов как публичных органов и укреплению доверия к ним;<BR>Полагая поэтому, что государствам-членам следует прилагать серьезные усилия в целях обеспечения доступности для общественности информации, содержащейся в официальных документах с учетом требовании защиты других прав и законных интересов;<BR>Подчеркивая, что изложенные ниже принципы представляют собой минимальные требования и не должны рассматриваться как наносящие ущерб тем положениям национального законодательства, которые предоставляют более широкие права на доступ к официальным документам;<BR>Полагая, что несмотря на то, что в данной рекомендации акцент делается на запросе частными лицами доступа к официальным документам, органам публичной власти следует взять на себя обязательства по осуществлению активной коммуникационной политики, направленной на предоставление общественности любой информации, которая может оказаться полезной в транспарентном демократическом обществе;<BR>Рекомендует правительствам государств-членов руководствоваться в законотворчестве и правоприменительной практике принципами, изложенными в данной рекомендации.<BR><BR><B>I. Определения</B><BR>Для целей настоящей рекомендации:<BR>термин "публичные власти"/"орган публичной власти" означает:<BR>1. правительство и органы управления на национальном, региональном и местном уровнях;<BR>2. физические и юридические лица при отправлении ими публичных функций и осуществлении административной власти в соответствии с национальным законодательством.<BR>Термин "официальные документы" означает любую информацию, зарегистрированную в любой форме, составленную либо полученную публичными властями и находящуюся у них, в связи с отправлением ими любых публичных или административных функций, за исключением документов, находящихся в процессе подготовки.<BR><BR><B>II. Сфера применения</B><BR>1. Данная рекомендация касается только официальных документов, находящихся у публичных властей. Тем не менее государствам-членам следует изучить вопрос о том, в какой степени в свете их законодательства и правовой практики принципы данной рекомендации могли бы быть применены к информации, находящейся у законодательных и судебных органов власти.<BR>2. Данная рекомендация не нарушает права на доступ либо ограничений на доступ, предусмотренных Конвенцией о защите физических лиц при автоматизированной обработке данных личного характера.<BR><BR><B>III. Основной принцип доступа к официальным документам</B><BR>Государствам-членам следует гарантировать право каждого на доступ к запрашиваемым официальным документам, находящимся у публичных властей. Данный принцип следует применять без дискриминации по какому-либо признаку, в том числе -- по признаку национальной принадлежности.<BR><BR><B>IV. Возможные ограничения доступа к официальным документам</B><BR>1. Государства-члены могут ограничить право доступа к официальным документам. Ограничения должны быть четко установлены законом, быть необходимыми в демократическом обществе и пропорциональными целям защиты:<BR>I. национальной безопасности, обороны и международных отношений;<BR>II. общественной безопасности;<BR>III. профилактики и расследования уголовных преступлений, судебного преследования, уголовной деятельности;<BR>IV. частной жизни и других законных частных интересов;<BR>V. коммерческих и других экономических интересов, частных либо общественных;<BR>VI. равенства сторон в ходе судебного разбирательства;<BR>VII. природы;<BR>VIII. инспекционных, контрольных и наблюдательных функций публичных властей;<BR>IX. государственной экономической, финансовой и кредитной политики;<BR>X. конфиденциальности взаимодействия в ходе подготовки какого-либо вопроса внутри органа публичной власти либо между такими органами.<BR>2. В доступе к документу может быть отказано в случае, если разглашение информации, содержащейся в официальном документе, нанесет ущерб одному из интересов, упомянутых в п. 1, если только отсутствует преобладающий общественный интерес в разглашении.<BR>3. Государствам-членам следует рассмотреть вопрос об установлении временных сроков, по истечении которых упомянутые в п. 1 ограничения не действуют.<BR><BR><B>V. Запрос доступа к официальным документам</B><BR>1. Лицо, запрашивающее официальный документ, не должно быть обязанным указывать причины, по которым оно запрашивает доступ к документу.<BR>2. Связанные с запросом формальности должны быть сведены к минимуму.<BR><BR><B>VI. Обработка запросов доступа к официальным документам</B><BR>1. Запрос доступа к официальному документу должен рассматриваться органом публичной власти, у которого находится документ.<BR>2. Запросы доступа к официальным документам должны рассматриваться на основе принципа равенства.<BR>3. Запрос доступа к официальному документу должен рассматриваться оперативно. Решение должно быть принято, сообщено и исполнено в течение срока, который может быть установлен заранее.<BR>4. Если орган публичной власти не располагает запрашиваемым официальным документом, ему следует, насколько это возможно, адресовать лицо, обратившееся с запросом, в орган публичной власти, в компетенции которого находится рассмотрение запроса.<BR>5. Орган публичной власти должен, насколько это возможно, помочь лицу, обратившемуся к нему с запросом, установить, какой официальный документ запрашивается, но не обязан удовлетворять запрос, если документ не может быть определен.<BR>6. В запросе доступа к официальному документы может быть отказано, если запрос явно не обоснован.<BR>7. Орган публичной власти, отказавший и доступе к официальному документу. должен указать полностью или частично основания для отказа.<BR><BR><B>VII. Формы доступа</B><BR><B>к официальным</B><BR><B>документам</B><BR>1. В случае предоставления официального доступа к документу орган публичной власти разрешает ознакомление с оригиналом или копией этого документа, учитывая, насколько это возможно, пожелание лица, обратившегося с запросом.<BR>2. В случае, если доступ к части информации, содержащейся в официальном документе, ограничен, орган публичной власти должен предоставить доступ к оставшейся части информации документа. Места любых пробелов в документе должны быть четко обозначены. Тем не менее в случае, если содержание сокращенного варианта документа вводит в заблуждение или является бессмысленным, в доступе к документу может бытъ отказано.<BR>3. Орган публичной власти может предоставить доступ к официальному документу, указав лицу, обратившемуся с запросом, на легко доступные альтернативные источники.<BR><B>VIII. Оплата услуг, связанных с предоставлением доступа к официальным документам</B><BR>1. Ознакомление с оригиналом официального документа в помещениях органа публичной власти должно быть в принципе бесплатным.<BR>2. За предоставление копии официального документа с лица, обратившегося с запросом, может взиматься плата, которая должна быть умеренной и не превышать фактических расходов органа публичной власти.<BR><BR><B>IX. Процедура</B><BR><B>пересмотра</B><BR>1. Лицо, запрос о предоставлении официального документа которого был полностью или частично отклонен либо не рассмотрен в сроки, упомянутые в п. VI.3, должно иметь доступ к процедуре пересмотра решения судом либо другим независимым и беспристрастным органом, созданным на основании закона.<BR>2. Лицо, обратившееся с запросом, должно всегда иметь доступ к оперативной и недорогой процедуре пересмотра, включающей в себя пересмотр решения органом публичной власти либо пересмотр в соответствии с положениями предыдущего пункта.<BR><BR><B>X. Дополнительные меры</B><BR>1. Государствам-членам следует принять необходимые меры в целях:<BR>I. информирования общественности о ее правах на доступ к официальным документам и о том, как эти права могут быть реализованы;<BR>II. обеспечения подготовки служащих публичных органов власти для выполнения ими своих должностных обязанностей, связанных с осуществлением упомянутых прав;<BR>III. обеспечения реализации лицами, обращающимися с запросами на доступ к официальным документам, своих прав.<BR>2. Для этого органам публичной власти следует, в частности:<BR>I. эффективно обрабатывать документы для их быстрого нахождения;<BR>II. применять четкие официально утвержденные правила сохранения и уничтожения документов;<BR>III. насколько это возможно, предоставлять информацию о своей деятельности либо о вопросах, за которые они отвечают, например предоставляя списки находящихся у них документов.<BR><BR><B>XI. Опубликование информации по инициативе публичных властей</B><BR>Органам публичной власти следует по собственной инициативе в тех случаях, когда это требуется, принимать необходимые меры для опубликования информации, которой они располагают, если такое опубликование осуществляется в интересах развития транспарентности и эффективности органов управления и будет способствовать участию общественности в делах, представляющих общий интерес.