Европейская розница делает ставку на россиян

Замедление потребления товаров в Европе заставляет иностранные торговые компании осваивать рынок России.

<BR><BR>Замедление потребления товаров в Европе заставляет иностранные торговые компании осваивать рынок России.<BR>По данным федеральных статистических служб европейских государств, начиная с 1999 года оборот розничной торговли в большинстве стран ЕС сокращается на 0,5-2% в год. А среднегодовой темп роста розничной торговли в России в 1999-2001 году составил 9,5%.<BR>Скорей всего, темп сохранится и в этом году, и в течение следующих 2 лет. Причем объемы продаж в сетевых магазинах будут увеличиваться быстрей, чем в среднем по отрасли в 1,5-2 раза за счет роста количества магазинов и снижения цен в них. Уже сейчас по большей части ассортимента цены в сетевых магазинах ниже, чем на городских рынках.<BR>Розничная наценка на большинство товаров повседневного спроса в России колеблется в пределах 15-35%, а в Европе -- 7-12%. Это позволяет окупить вложенные средства достаточно быстро -- за 2-3 года.<BR><BR><B>Все впереди</B><BR>За 2001 год и 6 месяцев 2002 года в России открылось более 500 млн м2 новых торговых площадей. Пальму первенства удерживали иностранные розничные сети (ритейлеры). В основном они возводят в России магазины площадью около 10 тысяч м2.<BR>Петербург в деле "ритейлизации" отстает от Москвы, но у него все впереди. Всплеск строительства крупномасштабных торговых комплексов в Северной столице придется на 2003 год. Среднегодовой объем инвестиций в отрасль по Петербургу только по строительству крупных магазинов в ближайшие 2-3 года может составить $90 млн.<BR>Компания "Лента" планирует за 3 года построить в Петербурге семь-девять магазинов; в 2003 году откроются две "Ленты". Ритейлер Metro AG планирует в 2003 году построить в Петербурге два магазина Metro Cash&Carry. Формально магазины не будут конкурентами розничным предприятиям, так как занимаются оптовой торговлей. Чтобы совершить покупку в Metro, надо оформить карточку покупателя от имени какой-либо фирмы.<BR>В 2003 году ОАО "Лиат-Дикси" откроет три гипермаркета "О'Кей", а к 2005 году оно намерено открыть в Петербурге около 10 торговых центров.<BR>Помимо гипермаркетов "Лиат-Дикси" собирается развернуть еще и сеть магазинов-дискаунтов.<BR><BR><B>Новое -- хорошо забытое старое</B><BR>Розничные сети появляются как под прямым управлением сетевого ритейлера, так и на условиях франчайзинга.<BR>Широко использует эту схему голландская компания SPAR Retail. Она уже открыла в России восемь магазинов: три в Нижнем Новгороде и Нижегородской области и пять в Москве.<BR>SPAR собирается открыть магазины в Петербурге. Это будет уже вторая попытка SPAR покорить петербургский рынок. В начале 1990-х годов финский бизнесмен Пекка Рахунен открыл в Петербурге на условиях франчайзинга три продуктовых магазина под маркой SPAR. Это была первая западная сеть в России. Пекка Рахунен полагал, что вслед за SPAR в Россию придут и другие интернациональные ритейлеры. Но этого не случилось -- в 1995 году Рахунен умер, и вскоре прекратил существование его бизнес.<BR>Часть из открываемых SPAR магазинов перейдет в собственность ЗАО "СПАР Ритэйл". Другие приобретут у "СПАР Ритэйл" франшизу. Она даст им право на корпоративные скидки на оборудование, программное обеспечение, товары у поставщиков, а также использование торговой марки SPAR.<BR>"Пятерочка" также начала открывать по франчайзингу магазины в регионах. В ноябре открылся ее первый магазин в Воронеже, к Новому году запланировано открыть еще два-четыре магазина.<BR><BR><B>В поисках лучшей жизни</B><BR>Владельцы сетей понимают, что оптимальная стратегия на ближайшее время -- это максимально расширить свою сеть магазинов, снизить издержки, построить оптимальную цепочку товародвижения и выбить у поставщиков товаров и дистрибьюторов наилучшие условия поставок.<BR>Ради этих целей ритейлеры готовы идти на принцип через скандал. В мае этого года сеть "Пятерочка" потребовала от компаний Unilever, Danone, Procter&Gamble такие же скидки, какие установлены для крупных оптовиков.<BR>Danone и Procter&Gamble согласились на эти условия, а Unilever на угрозу вывести его товары из ассортимента сети никак не отреагировал. Даже после сокращения линейки своих брэндов с 32 до семи на прилавках "Пятерочки" чайно-мыльный гигант не дрогнул.<BR><BR><B>Поспеши, а то проиграешь</B><BR>Запланированные инвестиции в торговые комплексы в Петербурге могут и не состояться. Инвесторы еще не решили, как будут выторговывать себе лучшие условия по выделению земельных участков под застройку у городской администрации. Готовых "типовых участков под высокорентабельные мегасторы", о которых мечтает любой ритейлер, в городе нет и никогда не будет. Строительство торгового комплекса чаще всего не укладывается в запланированные сроки, а это, как утверждают сетевики, сильно отодвигает окупаемость нового магазина. Инвесторы никак не хотят смириться с тем, что все крупные стройки Петербурга сдавались с задержками на несколько месяцев. В итоге фактический объем инвестиций превышал плановый на 10-20%.<BR>И, наконец, третья проблема, с которой уже сталкиваются крупные сети, набирающие торговый персонал сотнями человек, -- готовых, квалифицированных кадров катастрофически не хватает.<BR>Ритейлеры, рискнувшие строиться в России, о своих фактических достижениях в части рентабельности и окупаемости инвестиций в розницу помалкивают. Больше говорят о планируемых затратах и непредвиденных трудностях. Специально для опоздавших и осторожных распространяют прогнозы: в 2005 году инвестиционный бум в розничной торговле России прекратится, и некоторые торговые компании начнут разоряться.<BR><BR><B>Определения</B><BR>Ритейл -- (от английского retail) розница, розничная продажа/торговля.<BR>Ритейлер -- (от английского retailer) розничный торговец.<BR>Супермаркет -- крупный магазин самообслуживания площадью 5-10 тысяч м2 по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными). Первые супермаркеты появились в США в 1930 году. В СССР аналог супермаркета -- универсам -- появился в начале 1970 годов.<BR>Гипермаркет -- магазин площадью свыше 10 тысяч м2. В отличие от супермаркетов ассортимент гипермаркета выходит за рамки предложения товаров повседневного спроса. В гипермаркетах помимо продуктов питания продается мебель, аудио-, видео-, бытовая техника.<BR>Дискаунт -- магазин, где за счет высокого оборота продаются товары повседневного спроса дешевле, чем у конкурентов. В то же время магазин, проводящий единовременные распродажи товаров, не относится к категории дискаунтов.