00:0022 октября 200200:00
10просмотров
00:0022 октября 2002
Хищения в розничной торговле служат одной из причин снижения прибыли универсама или даже целой сети магазинов. В Петербурге, по некоторым данным, убытки от краж могут достигать до 5% от общего товарооборота магазина. На Западе, например, нормой потерь от
<BR><BR>Хищения в розничной торговле служат одной из причин снижения прибыли универсама или даже целой сети магазинов. В Петербурге, по некоторым данным, убытки от краж могут достигать до 5% от общего товарооборота магазина. На Западе, например, нормой потерь от воровства считают 2%.<BR>Многие из опрошенных корреспондентом "ДП" руководителей предприятий розничной торговли говорить о проблеме воровства в магазинах либо вовсе отказывались, либо заявляли, что у них все под контролем. Если и соглашались поделиться горьким опытом, старались не афишировать хищения со стороны персонала и говорили в основном о покупателях.<BR>Как рассказал директор петербургской сети магазинов "Пятерочка" Сергей Лепкович, в среднем удается выявлять две-три попытки воровства в месяц: "Объектами краж становятся те продукты, которые можно легко спрятать, например плавленый сыр, шоколадки и т.д.". Вынести товар из торгового зала, не оплатив его стоимость, по словам Сергея Лепковича, крайне сложно. "Вход в торговый зал любого магазина "Пятерочка" разрешен только с корзинами. Все сумки сдаются при входе. Весь товар, который подвержен наибольшему риску быть похищенным, расставлен в прикассовой зоне. Контроль за покупателями осуществляют работники торгового зала", -- сообщил Сергей Лепкович. Персонал магазинов "Пятерочки", по мнению директора сети, высокопрофессионален и бдителен. Все управленцы и специалисты компании проходят обязательную дополнительную целевую подготовку в специальной бизнес-<BR>школе. Помимо этого более тысячи сотрудников "Пятерочки" ежегодно проходят обучение в специальном учебном центре компании.<BR><BR><B>Наши люди</B><BR>В некоторых случаях проблема воровства со стороны персонала действительно актуальна для магазина. Начальник службы общественного порядка ООО "Лента" Андрей Колпаков подтвердил, что одна из главных причин потерь в розничной торговле -- хищения, осуществляемые работниками магазинов. "Одной из главных проблем при борьбе с таким воровством, -- считает Андрей Колпаков, -- является то, что директора наших филиалов не хотят признать, что их работники воруют на рабочем месте. Директора магазинов считают подчиненных честнейшими людьми, а причину всех потерь видят в покупателях. Менеджеры по персоналу предпочитают верить, что они -- замечательные профессионалы и нанимают на работу только лучших. Поэтому первый шаг в предотвращении хищений со стороны персонала -- это признание проблемы".<BR>Среди других способов предотвращения воровства, которые использует компания "Лента", Андрей Колпаков выделил денежную заинтересованность сотрудников магазина в выявлении фактов хищений, наличие в службе охраны отставных сотрудников оперативных служб, а также технические средства защиты.<BR><BR><B>Персонал опаснее</B><BR>По опыту директора ООО "Агентство исследования и предотвращения потерь" Игоря Чумарина, убытки от хищений распределяются так: на кражи со стороны покупателей приходится до 30% потерь, более 70% ущерба наносит персонал. Бороться с этим можно разными способами: видеонаблюдением, оперативной работой службы безопасности и др. Но не все меры контроля оправдывают себя. Например, технические средства, то же видеонаблюдение, хороши в контроле за покупателями, но не за персоналом. Чтобы защитить товар от собственного сотрудника, необходимо провести кропотливую работу. Как считает Игорь Чумарин, нужно проанализировать все детали процесса товародвижения для определения существующих возможностей для хищений, полностью изучить документооборот, чтобы определить изъяны в учете, которыми пользуется персонал. Немаловажную роль играет неграмотная или недостаточная моральная и материальная мотивация персонала -- насколько работники удовлетворены своей работой, заинтересованы в ней, а не в нанесении ущерба. Хотя, по мнению Игоря Чумарина, даже получая хорошую зарплату, человек будет воровать, если он знает, что ему за это ничего не будет. Поэтому здесь важны еще и контрольные процедуры.<BR><BR><B>Миллионная экономия</B><BR>Предотвращение потерь -- это не просто ловля воров, а серьезная и профессиональная работа. При внедрении, например, соответствующих рекомендаций уровень потерь можно снизить до 0,4% от оборота, при этом экономия может достигать несколько миллионов рублей ежемесячно. Случаи обращений в милицию по поводу воровства в магазинах бывают редко. Это происходит, как правило, тогда, когда ловят с поличным, либо когда достоверно известно, что сегодня ночью охранник, например, будет выносить товар. Чаще всего предприниматели стараются бороться своими силами. (С.П.)