Минприроды отобрало недра у регионов

Правительство РФ одобрило предложения Министерства природных ресурсов России (МПР) по изменению системы лицензирования недропользования.

<BR><BR>Правительство РФ одобрило предложения Министерства природных ресурсов России (МПР) по изменению системы лицензирования недропользования.<BR>Важнейшей победой МПР стала фактическая отмена "принципа двух ключей", по которому региональные власти и федеральный центр обладали равными возможностями распоряжаться месторождениями.<BR><BR><B>Старая практика</B><BR>"Совместное ведение" природными ресурсами, закрепленное в Конституции РФ, до сих пор выражалось в том, что на лицензии на разработку месторождения должны были стоять две визы: министра и губернатора. Это всегда вызывало раздражение руководства МПР, считавшего, что местные власти способствуют нерациональной эксплуатации недр.<BR>Положение о лицензировании, имеющее статус федерального закона, было принято в 1992 году, когда в стране еще вообще не было практики лицензирования. Для того времени это было почти революционное новшество. Но за прошедшие годы в Положение не внесли ни одной поправки, и система явно отстала от жизни. Вместо того, чтобы менять Положение, МПР решило сделать его частью Кодекса о недрах, проект которого был разработан министерством (см. "ДП" №156/02, www.dp.ru).<BR><BR><B>Новые порядки</B><BR>В новом кодексе принцип "совместного решения" заменен принципом "согласования". Таким образом, инициатива и преимущества оказываются в руках Правительства, губерниям остается лишь пассивное сопротивление на каждом этапе согласования.<BR>На заседании Правительства премьер-министр Михаил Касьянов согласился с тем, что существующий порядок лицензирования устарел, и предложил в короткие сроки внести изменения в действующее законодательство.<BR>Помимо Кодекса о недрах МПР готовит около 20 нормативных документов, регламентирующих порядок предоставления лицензий, проведения аукционов, организацию контроля за коэффициентом извлечения полезных ископаемых. Новая система лицензирования должна в корне отличаться от существующей: если сейчас лицензии выдаются на основе т.н. перечней, составляемых по заявкам недропользователей и региональных властей, то по новой системе основой всего станет 8-летняя государственная программа, составленная по данным геологических изысканий.<BR>Михаил Касьянов поручил министерству подготовить также предложения, внедряющие новые схемы недропользования. Помимо традиционного лицензирования и недавно введенного в практику соглашения о разделе продукции добывающие компании получат возможность заключать договор концессии, аренды и подряда. Вся нормотворческая работа министерства рассчитана примерно на полгода.<BR><BR><B>Просто жизнь</B><BR>Однако проект Кодекса о недрах Правительством пока не принят. МПР, Минэкономразвития и прочим ведомствам поручено к 1 ноября 2002 года представить в Правительство доработанную концепцию на утверждение, а в I квартале 2003 года -- на рассмотрение с последующим внесением в Госдуму.<BR>Тем временем существует несколько альтернативных проектов. Чиновников Минприроды такое обилие проектов не смущает.<BR>"Наш проект полностью согласован и получил одобрение со стороны Минэкономразвития. Это было подтверждено и на последнем заседании Правительства. Что касается депутатского проекта кодекса, то он может "слиться" с правительственным уже на этапе обсуждения в Совете Федерации. Соответствующие механизмы в законодательстве существуют, -- уверен заместитель министра природных ресурсов Владимир Энгельсберг. -- Главное, что Правительство одобрило концептуальные предложения МПР: подтверждение неделимой государственной собственности на недра, многообразие схем недропользования и принцип прямого действия природоохранных законов".<BR>"У нас есть большие вопросы к разработчикам из МПР, -- сообщил "ДП" один из сотрудников аппарата Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию. -- Новую редакцию Кодекса наш комитет еще не изучал. Но, судя по тому проекту, который был представлен в сентябре, документ достаточно сложный. Например, в нем есть положение о проведении конкурсов и аукционов и тут же значится "...или бесконкурсная передача". Кроме того, мы вообще считаем, что лучше дорабатывать существующее законодательство, чем принимать новый кодекс. Грубо говоря, кодифицировать пока еще нечего".