Новые кариатиды вошли в город

Своей реконструкцией фасад дома 35 по Лермонтовскому проспекту обязан открывшемуся здесь магазину "Русские меха". Вход в магазин теперь обрамляют кариатиды, одновременно поддерживая эркер. Вообще за свою долгую историю кариатиды принимали самые разные поз

<BR><BR>Своей реконструкцией фасад дома 35 по Лермонтовскому проспекту обязан открывшемуся здесь магазину "Русские меха". Вход в магазин теперь обрамляют кариатиды, одновременно поддерживая эркер. Вообще за свою долгую историю кариатиды принимали самые разные позы. Иногда это было тяжелое физическое усилие, иногда они без видимого труда удерживали свою ношу на голове, даже кокетничали порою. На фасаде "Русских мехов" они даже не пытаются притворяться что-то поддерживающими. Напротив, возникает подозрение, что они выбирают момент, чтобы обрушить эркер на прохожих. Да и сами они прицеплены к стене как-то неубедительно, так и кажется, что они вот-вот сиганут в толпу на трамвайной остановке, как пловчихи в бассейн. Проигрывают они и в сравнении со старыми лепными кариатидами, украшающими второй этаж здания. Непроработанные, непрорисованные формы новых напоминают, скорее, о советской садовой скульптуре, а материал, из которого они сделаны, -- о сантехнике. Это сантехническое впечатление усиливают и перила на окнах первого этажа, сверкающие и совершенно гладкие.<BR>Такой же чужеродной выглядит и остальная часть фасада, подвергшаяся реконструкции. Цоколь здания облицован полированным коричневым камнем. Первый этаж -- серый -- отделан под "дикий" камень -- прием, широко распространенный в петербургской архитектуре, но совершенно в другом контексте. Здесь же он явно спорит со штукатуркой и лепниной верхних этажей. К тому же рисунок этой отделки грубый, неинтересный. Второй этаж просто свежевыкрашен.<BR>Горожанам до тошноты знаком урбанистический пейзаж с новым магазином в старом здании, где первый этаж покрашен не в тон цвету дома, дверь -- из покрытых лаком реечек, а на окнах -- тюремные решетки. Фасад "Русских мехов" знаменует собой наступление новой эры. Материалы уже значительно дороже, участие архитектора несомненно, реконструкция поднялась до третьего этажа. Как гангрена.<BR><B>Милый самозванец</B><BR>При всей своей безвкусице фасад "Русских мехов" издали не так уж и бросается в глаза. Только кариатиды сверкают, как белые носки из-под черного костюма, но и они со временем приобретут другой оттенок. Гораздо более важную роль в формировании городской среды играет новое здание, выстроенное на углу Крюкова канала и проспекта Римского-Корсакова (дом 18/13), почти напротив Никольского собора.<BR>Раньше здесь находилось автохозяйство, обнесенное забором, с небольшим деревянным домом на углу. В этом был свой колорит, но общая композиция страдала -- по сравнению с тремя другими углами на пересечении проспекта и канала (Никольским садом, огромным серым домом с атлантами, построенным в начале ХХ века, и зданием постройки начала XIX века) невзрачный деревянный домик "проваливался". Теперь все изменилось. Новый дом в общем удачно оформил отведенный ему угол.<BR>Особенно приятное впечатление он производит, когда приближаешься к нему по набережной канала со стороны Мариинского театра и смотришь сквозь ветки деревьев. Неожиданно светлое пятно фасада, белый рисунок декора на месте недавнего забора и темного брандмауэра радуют глаз. Но по мере приближения испытываешь все большее разочарование. Такое ощущение вызывают дешевые детские игрушки или домики, построенные из конструктора, -- все вроде бы есть -- крыша, окна, даже украшения какие-то, но на самом деле все это -- только плоские пластмассовые штучки.<BR>Особенно скучно выглядят совершенно одинаковые окна, никак не меняющиеся и в эркерах, с вагонным рисунком оконных переплетов. Да и сами эркеры на углу здания и по краям фасадов при сравнительно немалых размерах выступают как-то несмело и неопределенно. А микроскопические полукруглые балкончики в центре обоих фасадов похожи на неудачно завязанные пупки всей этой композиции. Декор, очевидно, происходит от советского классицизма, причем его самой провинциальной разновидности. Наличники без всякого профиля, какие-то балясины под окнами второго этажа... А в довершение всего -- чьи-то безликие барельефные портреты. Они могут изображать кого угодно -- государственных деятелей от Петра Первого до Григория Распутина или деятелей культуры от Александра Пушкина до Бориса Моисеева -- особого желания читать подписи не возникает. Первый этаж -- самая симпатичная часть этого дома. Отделка, арочные окна, вход в будущую художественную школу (где, может быть, будут хорошо преподавать историю искусств) в уютной нише, к которому ведет небольшое крыльцо, выглядят значительно лучше остального. Хотя это здание и похоже на самозванца, забредшего сюда откуда-то из пригорода и безуспешно пытающегося выдать свой плохо скроенный пиджачок за фрак, его вид не наносит непоправимого ущерба одному из самых красивых мест города. А это уже немало. (Д.Д.)