00:0008 октября 200200:00
11просмотров
00:0008 октября 2002
Вчера, 7 октября, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области перенес на 28 октября рассмотрение апелляции ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на решение суда от 8 августа 2002 года о взыскании с завода 19,304 млрд рублей в пользу фе
<BR><BR>Вчера, 7 октября, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области перенес на 28 октября рассмотрение апелляции ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на решение суда от 8 августа 2002 года о взыскании с завода 19,304 млрд рублей в пользу федерального бюджета.<BR>Истцом по этому делу выступает прокуратура Санкт-Петербурга, действующая по поручению Министерства финансов РФ.<BR>История с возвратом средств за эсминцы началась в конце 2001 года, когда депутат Госдумы Владимир Пехтин в своих запросах на имя Сергея Степашина, главы Счетной палаты РФ, и Андрея Бельянинова, главы "Рособоронэкспорта", поинтересовался, почему "Северная верфь" не компенсировала госбюджету средства, израсходованные до 1997 года на изготовление двух корпусов эсминцев, которые были заложены для российского военно-морского флота, а затем достроены и проданы верфью в 2000-2001 годах по контракту с Китаем примерно за $600 млн. Счетная палата по итогам проверки подтвердила факт неуплаты компенсации, по официальным документам "Северная верфь" должна была компенсировать 182,62 млн рублей. Госдума рекомендовала правительству обратиться в суд с иском о признании недействительной сделки по купле-продаже двух эскадренных миноносцев "Северной верфью" и о возмещении связанных с этим потерь федерального бюджета.<BR>Борис Кузык, глава холдинга НПК, владеющего 53,46% акций верфи, заявлял о намерении возместить 182,62 млн рублей. Однако вскоре исковая сумма была увеличена более, чем в 100 раз, и в июле Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск Минфина о возмещении "Северной верфью" 19,3 млрд рублей в федеральный бюджет. В случае выполнения этого иска предприятие ожидает банкротство.<BR><BR><B>"ИСТ" отмежевался</B><BR>Вчера же группа компаний "ИСТ" сделала заявление об отказе сотрудничать с ОАО "СЗ "Северная верфь" в производственных вопросах и о продаже своих 18,85% акций верфи, приобретенных в начале 2002 года, компании "Ринако".<BR>Как сообщили представители "ИСТа", скупка акций "Северной верфи" проводилась с намерением углубить сотрудничество и, возможно, создать судостроительный холдинг. Однако после знакомства с ситуацией на заводе "поняли, что это бесперспективно".<BR>Сомнения "ИСТа" проявились уже на годовом собрании "Северной верфи" в конце июня -- тогда представители нового акционера не прошли в совет директоров (по официальной версии -- в связи с опозданием регистрации кандидатов) и не потребовали созыва внеочередного собрания для перевыборов. При этом в начале года "ИСТ" не раз заявлял о планах участия в совете директоров и в управлении "Северной верфью".<BR><BR><B>Новый акционер хочет</B><BR><B>дивидендов</B><BR>Покупатель 18,8% акций "Северной верфи" -- "Ринако" -- инвестиционная компания, специализирующаяся на приобретении и реструктуризации активов, ранее входившая в группу МДМ. "ИСТ" и МДМ, по версии обеих сторон, являются "дружественными партнерами", некоторыми аналитиками высказывается мнение о возможности вхождения "ИСТа" в московскую группу.<BR>Комментируя покупку акций, Евгений Туголуков, президент компании "Ринако", подчеркнул, что сейчас "Ринако" не входит в группу МДМ, хотя и связана с ней через нескольких акционеров.<BR>Что касается планов "Ринако" относительно пакета "Северной верфи", то, по словам Евгения Туголукова, судостроительное предприятие имеет хороший потенциал, но на нем ущемляются права миноритарных акционеров, в числе которых и государство (20,96% -- РФФИ).<BR>В частности, акционерам не выплачиваются достойные дивиденды.<BR>С такой ситуацией новый акционер рассчитывает покончить, опираясь на свой опыт управления активами (недавний пример -- получение контроля и реструктуризация ОАО "ТАГМЕТ"), и добиться отдачи на свои финансовые вложения. Сумму покупки акций верфи стороны не раскрывают.<BR><BR><B>В кольце врагов</B><BR>В свое время вхождение "ИСТа", являющегося основным акционером конкурента "Северной верфи" -- "Балтийского завода", в состав акционеров СЗ "Северная верфь" оказалось неприятной неожиданностью для холдинга НПК.<BR>Однако вскоре этот факт потерял свое значение в череде более крупных неприятностей, которые преследуют холдинг в этом году. Помимо удовлетворения иска государства на 19,3 млрд рублей НПК потеряла контроль над другим своим крупным активом -- ОАО "Северо-Западное пароходство" (см. "ДП" №146/02, www.dp.ru).<BR>Новое руководство СЗП, пришедшее к власти в результате внеочередного собрания 24 августа, сразу же сделало заявление о пересмотре контракта пароходства с "Северной верфью" на строительство 28 сухогрузов "Валдай", пять из которых уже находятся в различной степени готовности. Слово не разошлось с делом, и в конце сентября Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял решение удовлетворить иски ОАО "Северо-западный флот" (дочернее предприятие СЗП) к ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" на общую сумму 240 млн рублей в связи с тем, что "Северная верфь" "не выполняло своих обязательств перед заказчиками и задерживала строительство судов".<BR>Таким образом, на сегодняшний день "Северная верфь" завалена исками, "Северо-Западное пароходство" под контролем оппозиционных акционеров, а основной пакет акций СЗП, принадлежащих холдингу, арестован.<BR>Наблюдатели связывают такую ситуацию с тем, что Борис Кузык, бывший помощник Бориса Ельцина по вопросам военно-технического сотрудничества, является представителем старой президентской "команды" и его активы слишком привлекательны для многих сегодняшних олигархов и для желающих таковыми стать.