00:0002 октября 200200:00
11просмотров
00:0002 октября 2002
Всемирный банк и МВФ завершили свои ежегодные совещания, встреченные уличными демонстрациями и давшие миру очень мало новых идей.
<BR><BR>Всемирный банк и МВФ завершили свои ежегодные совещания, встреченные уличными демонстрациями и давшие миру очень мало новых идей.<BR>Международная финансовая система потерпела провал в том смысле, что она не смогла обеспечить приток капитала в те страны, которые в нем больше всего нуждаются и имеют на него право. Мировые финансовые рынки засасывают основную часть мировых сбережений в центр и оказываются неспособными закачивать их обратно на периферию. И действительно, начиная с 1997 года наблюдается обратный поток капитала из бедных стран на периферии в богатые страны в центре.<BR><BR><B>Аргументы и факты</B><BR>Факты говорят сами за себя. В Америке имеется хронический дефицит по текущим операциям, приближающийся к ошеломляющей цифре в 5% от ВВП; $242 млрд в первой половине этого года. В то же самое время Бразилия, которая придерживалась разумной экономической политики и имеет сбалансированный бюджет и активное сальдо торгового баланса, не может провести рефинансирование своего долга под приемлемые процентные ставки. Преобладающая вера в то, что дисциплина рынка исправляет такой дисбаланс, является ложной по двум причинам. Во-первых, финансовые рынки по своей природе являются нестабильными. Во-вторых, международная финансовая система устроена таким образом, чтобы давать преимущество богатому центру.<BR>Нестабильность возникает потому, что финансовые рынки пытаются вводить дисконтную поправку на будущее, которое зависит от их собственного поведения. Сейчас уже понятно, что это может привести к тому, что экономисты называют "множеством равновесий", но мы продолжаем отрицать следующие отсюда четкие выводы, что нельзя оставлять финансовые рынки с их собственными методами регулирования.<BR>На практике конечно же международные финансовые рынки никогда не оставлялись с их собственными методами регулирования. Заправляют здесь богатые страны под предводительством США. Их главная задача заключается в защите своих собственных интересов. Когда с этими странами случаются неприятности, их власти вмешиваются в дела действенным образом. Страны, которые не могут брать ссуды у международных финансовых рынков в своей собственной валюте, не имеют такой возможности. Они должны обращаться к МВФ, а МВФ больше озабочен международной финансовой стабильностью, чем предоставлением развивающимся странам возможности проводить противоциклические мероприятия, необходимые для того, чтобы избежать рецессии.<BR><BR><B>Риски</B><BR>До сих пор программы МВФ по оказанию срочной финансовой помощи разрабатывались с целью позволить странам-должникам выполнить их финансовые обязательства. А налогоплательщики в странах-должниках, таких, например, как Мексика, затем платили по счетам. Возможно, это было несправедливо, но это, по крайней мере, позволяло сохранить приток денег к периферии. Но кризис рынков развивающихся стран 1997-1998 годов изменил эту ситуацию. В качестве причин этого кризиса указывалась не нестабильность на финансовых рынках и не перекосы в системе, а "моральная угроза", которая связана с выделением МВФ пакетов экстренной финансовой помощи. Это привело к повороту на 180 градусов: вместо вытаскивания из экономических трудностей за счет выделения помощи к усугублению этих трудностей и перекладыванию части этой ноши на плечи частного сектора. Моральная угроза была уменьшена, но риски, связанные с инвестированием в рынки развивающихся стран, возросли. Эти риски сейчас отражаются в рыночной стоимости ценных бумаг, источнике сегодняшних проблем.<BR>Что может помочь предотвратить ухудшение ситуации, а возможно, и ее развитие в системный кризис? Выражаясь более обобщенными понятиями, мы должны создать игровое поле с большим количеством уровней. Нет ничего неправильного в том, чтобы заставить страны, следующие необдуманной экономической политике, подчиняться дисциплине рынка, но соотношение риск-вознаграждение при выделении ссуд и инвестировании капитала стало слишком невыгодным для периферии. Выполняющие соответствующие условия страны должны иметь доступ к кредитору в последней инстанции.<BR>Например, Бразилия однозначно столкнулась со случаем проявления неэффективности рыночного механизма. Хотя максимальная приемлемая процентная ставка по кредитам в реалах находится на уровне около 10%, переведенный в американские доллары долг дает доход в 24,5%. Одногодичная нота в реалах приносит доход в 27%. При таких процентных ставках Бразилия идет к банкротству одной из первых. Если никакой кредитор в последней инстанции не даст гарантий предоставления кредита под 10% или ниже, то не следует ожидать, что Бразилия выполнит свои долговые обязательства -- и таким образом как Бразилии, так и международной финансовой системе будет нанесен сокрушительный удар.<BR><BR><B>Воля и разум</B><BR>Там, где имеется политическая воля, существует и способ ее претворения в жизнь. Например, центральные банки США, Европы, Японии и Великобритании могли бы акцептировать бразильские векселя в своих дисконтных окнах. МВФ мог бы выдать центральным банкам гарантии против рыночного риска, который существует при текущих курсах ценных бумаг. Это дало бы невероятное ускорение рынку и радикально понизило бы процентные ставки. Реализация моего предложения могла бы увеличить эффективность использования 30-миллиардного кредита МВФ Бразилии в 10 раз.<BR>Обращаясь к более широким проблемам в рамках всей системы, мы должны найти способы стимулирования экономического роста в расположенных на периферии странах в основном за счет внутренних средств. Страны, проводящие разумную макроэкономическую политику, не получают от этого достаточных экономических выгод. Это порождает недовольство на политическом уровне и может привести к негативным последствиям, выходящим далеко за пределы экономической сферы.<BR>В настоящее время США являются двигателем глобальной экономики. Но хронический дефицит по текущим операциям является неустойчивым, несправедливым и не может сохраняться в таком состоянии длительное время. Или, если рассматривать нынешнюю ситуацию, двигатель США сейчас "стреляет". Все стороны получат выгоду, если запустят другой мотор.<BR>С этой целью я предложил осуществлять ежегодный выпуск специальных прав заимствования SDR, которые богатые страны могли бы жаловать в качестве международной помощи. До сих пор процесс глобализации проходил на фоне глобального экономического бума; а теперь мы живем в условиях рынка, где наблюдается тенденция к понижению курса ценных бумаг. Я опасаюсь, что глобализация не выживет, если мы не найдем новые способы стимулирования мировой экономики. SDR поможет активировать ресурсы, которые сейчас бездействуют, что принесет пользу как донорам, так и получателям. Это также снизит неравенство между богатыми и бедными странами.<BR>Джордж Сорос,<BR>председатель Института открытого общества. Copyright:<BR>Project Syndicate