00:0001 октября 200200:00
15просмотров
00:0001 октября 2002
В Петербурге все активнее ведутся разговоры о создании логистических центров и терминалов. Предприниматели ратуют за объединение усилий городской администрации и бизнеса для решения логистических задач отраслей промышленности и услуг. Городские власти, не
<BR><BR>В Петербурге все активнее ведутся разговоры о создании логистических центров и терминалов. Предприниматели ратуют за объединение усилий городской администрации и бизнеса для решения логистических задач отраслей промышленности и услуг. Городские власти, не отрицая важности создания логистических центров, говорят о необходимости единой стратегии решения проблем петербургского транспортного комплекса.<BR>В начале 2002 года о необходимости создания логистического центра заговорили в Управлении Октябрьской железной дороги. Простой вагонов и перегрузка развязочных станций, создающая помехи движению железнодорожного транспорта, вызывали растущее недовольство клиентов ОЖД.<BR>В Петербурге ситуация усугублялась еще и возрастающими объемами грузооборота в Санкт-Петербургском порту. Сейчас около 70% всех портовых грузов везут на автомобилях и по железной дороге через проспект Стачек.<BR>Сейчас пропускная способность этой железной дороги составляет 10 млн тонн в год. В то время как порту скоро будет необходимо перевозить в 2 раза больше (в 2002 году порт открыл первую очередь терминала по отгрузке минеральных удобрений мощностью 3,5 млн тонн в год, и сейчас ведется строительство второй очереди мощностью 7 млн тонн).<BR><BR><B>Координация важнее</B><BR>Вместе с тем, по оценке специалистов, только строительством дополнительных железнодорожных веток ситуацию не решить. В интервью "ДП" (см. "ДП" №93/02, www.dp.ru) заместитель начальника управления экономики города и социальной политики, начальник отдела развития транспорта и транзитной политики Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Наталия Багаева сказала, что необходимо скоординировать документооборот между портом и ОЖД, чтобы все это происходило в единой информационной системе. Надо иметь четко скоординированную систему подачи под разгрузку и погрузку вагонов, формирования составов и прочее. "На конференции Балтийских грузовладельцев, которая проходила в нашем городе 17 мая, первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин рассказал о решении создать единый логистический центр, который позволит объединить задачи по мониторингу движения вагонов, решаемые Морским портом и ОЖД", -- сказала Наталия Багаева.<BR>Единый логистический центр сздали на базе логистического центра Октябрьской железной дороги. Новое учреждение получило название регионального логистического центра по Северо-Западному региону. Предполагается, что региональный центр возьмет на себя мониторинг грузопотоков и анализ причин, сдерживающих планомерную загрузку портов и морской инфраструктуры. Логистический центр задуман как способ информационного обеспечения грузопотоков, координации деятельности всех участников транспортного процесса и получения обратной связи в интересах совершенствования работы МПС.<BR><BR><B>Больше центров</B><BR>Созданием логистических центров озабочены не только крупные перевозчики и грузовладельцы, но и городские власти. В соответствии с утвержденной градостроительной программой территория квартала 35-в нежилой зоны "Северо-Западная" предназначена для создания одного из логистических терминалов Петербурга. Город стремится развивать функции транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеэкономических связей других регионов страны.<BR>Сегодня многие экспедиторские фирмы стремятся создать склад или терминал с полным набором: таможенным оформлением грузов, экспедированием, сертификацией, юридическими и банковскими услугами, фито- и ветеринарным контролем, складированием, стоянками автотрейлеров, постами акцизного контроля и налоговой инспекции, офисными площадями, оборудованными мощными телекоммуникационными связями.<BR>Однако, по оценке специалистов администрации Петербурга, полноценных логистических терминалов в городе пока нет -- грузы зачастую задерживаются на пунктах отправки и погрузки, складирование не всегда соответствует современным нормам и стандартам.<BR><BR><B>Развитие комплекса</B><BR>Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга согласовал предложения ЗАО "Северо-Западный таможенный терминал" по дальнейшему развитию логистическо-терминального транспортного комплекса на Богатырском проспекте, 18 (см. "ДП" №166, www.dp.ru).<BR>Предпроект предусматривает реконструкцию двух бывших производственных корпусов -- главного и вспомогательного. Главный корпус будет приспособлен под торгово-выставочный комплекс со складскими помещениями (в том числе складами-холодильниками), зоной сопутствующего обслуживания посетителей и офисами.<BR>На первом этаже бывшего вспомогательного корпуса (он расположен вдоль проезда №11, который отделяет территорию ОАО "Северный текстиль" от Серафимовского кладбища) разместятся таможенные склады. Второй этаж будет использован для таможенного оформления автотранспорта физическими лицами.<BR>Между главным и вспомогательным корпусами будут устроены стоянки для грузового автотранспорта. Отведено место и под открытые гостевые паркинги на 450 автомобилей. Согласно распоряжению губернатора №491-р от 01.04.2002 работы по перепрофилированию бывших производственных корпусов должны быть завершены в течение полутора лет со дня вступления распоряжения в силу.<BR><BR><B>Единая политика</B><BR>Вместе с тем администрация Петербурга не считает создание логистических центров своей главной задачей при решении транспортных проблем города.<BR>В июле-августе 2002 года Associated World Logistics Network, "ООО Транссфера Интернешнл" и Агенство маркетинговых коммуникаций "МарКо" при поддержке Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга провели исследование "Транспортная составляющая. Руководители ведущих предприятий Петербурга о современных тенденциях".<BR>Комментируя результаты исследования, вице-губернатор Петербурга, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергей Ветлугин сказал, что создание логистических центров является важной, но не первостепенной задачей решения транспортных проблем региона. "Мы можем создавать некие отраслевые логистические центры, но их работу необходимо увязать со стратегическим решением транспортных задач региона", -- сказал Сергей Ветлугин. По его словам, проведенное исследование может послужить поводом для выработки единой политики в решении логистических задач региона. "Полученные данные достаточны для принятия неких управленческих решений на уровне города. Считаю, что необходимо взаимодействовать на уровне городской администрации, полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе и руководителей крупнейших транспортных компаний Петербурга. Сейчас мы создаем межведомственную рабочую группу, скоро начнем работать", -- сказал Сергей Ветлугин.<BR>Было проведено 40 глубинных интервью с экспертами- руководителями ведущих промышленных и производственных предприятий Петербурга и 35 стандартизированных интервью с руководителями отделов логистики петербургских предприятий. Примечательно, что среди основных проблем транспортно-транзитной политики региона 15,4% опрошенных назвали отсутствие партнерских отношений между городской администрацией и крупнейшими субъектами транспортного рынка Петербурга. Для Сергея Ветлугина это стало открытием: "Вообще, я предполагал, что у нас налажены крепкие партнерские связи почти со всеми крупными предприятиями Петербурга".<BR>Более 30% респондентов среди проблем назвали коррупцию в рядах чиновников.<BR><BR>Функции логистических терминалов транспортного комплекса Петербурга:<BR>u Перевалочные базы для переформирования крупных партий грузов;<BR>u Места доработки грузов до товарной кондиции (сборка, фасовка, разлив в мелкую тару и т. п.);<BR>u Периферийные бондовые склады крупнейших универмагов, расположенных в центре города (с предоставлением услуг продажи товаров по образцам и мелким оптом), и консигнационных складов для хранения и продажи крупных партий товаров с растаможиванием непосредственно в момент продажи.<BR>