Транспортные пробки вызывают язву

Шум и грязный воздух -- два главных следствия неблагоприятной "пробочной атмосферы" Петербурга. Как правило, они идут рука об руку.

<BR><BR>Шум и грязный воздух -- два главных следствия неблагоприятной "пробочной атмосферы" Петербурга. Как правило, они идут рука об руку.<BR>Городские экологи ввели в строй автоматизированную систему контроля за качеством воздуха. Но воздух пока чище не становится. Это связано с увеличением количества автотранспорта в городе, который дает более трех четвертей всех выбросов. Кроме того, наиболее загрязненные улицы попадают в лидеры и по неблагоприятному шумовому фону.<BR><BR>Александр Дмитриев, эколог-эксперт:<BR>"Количество загрязняющих твердых веществ от автотранспорта составляет 120 кг в год на одного жителя города, доля в суммарном объеме твердых выбросов -- свыше 80%: по окиси углерода -- 96%, по углеводородам -- 98%.<BR>В Центральном районе воздух загрязнен, но не настолько, как в прежние годы. Довольно высокие показатели отмечаются здесь по запыленности. Единственным более или менее солидным зеленым оазисом на территории района является Лаврский сад. Здесь можно почувствовать себя лучше хотя бы благодаря отсутствию сильного шумового фона.<BR>Адмиралтейский район является одним из самых неблагополучных в городе не только благодаря автотранспорту, но и "Адмиралтейским верфям", "Красному треугольнику" и другим предприятиям, которые обеспечивают до 30% летучих органических веществ. Жителям Васильевского острова немного повезло: ввиду хорошей продуваемости ветрами загрязнения рассеиваются, поэтому значительных превышений ПДК (предельно допустимых концентраций) на территории района не наблюдается. Калининский и Красногвардейский районы не славятся кристальной чистотой воздуха, тем не менее дышать можно, особенно на окраинах Красногвардейского района. Правда, в Калининском районе неблагоприятная ситуация сложилась по окислам азота.<BR>Петроградский район "славится" сильным загрязнением воздуха угарным газом, оксидом углерода и пылью. По двум последним показателям Петроградский район попал в лидеры. Самой загрязненной магистралью считается Большой проспект. В Кировском районе ситуация тоже непростая -- из-за наличия крупных предприятий, особенно Кировского завода, одними из самых грязных мест являются районы станций метро "Автово" и "Кировский завод".<BR>Жителям Приморского и Красносельского районов, можно сказать, повезло, так как здесь воздух считается наиболее чистым в городе, за исключением Приморского шоссе. В Невском и Фрунзенском районах качество воздуха варьирует ввиду большой площади этих районов. Самыми "чистыми" считаются улицы Гашека, Малая Балканская, Олеко Дундича, Дунайский проспект во Фрунзенском районе и микрорайон станции метро "Проспект Большевиков" -- в Невском.<BR>Пробы, превышающие ПДК, фиксируются в основном на магистралях, по которым осуществляется движение транзитного автотранспорта.<BR>Что же касается загрязнений тяжелыми металлами, которые поступают в окружающую среду, в том числе и благодаря автотранспорту, то по их суммарному содержанию лидируют Адмиралтейский, Центральный и Кировский районы, а меньше всего пока загрязнены Приморский, Красносельский и Выборгский районы.<BR>НИИ охраны атмосферного воздуха была разработана методика, позволяющая оценить величину выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду автотранспортом на городских магистралях. Согласно исследованиям, проведенным в соответствии с этой методикой, одновременный старт нескольких автомобилей создает наиболее высокие концентрации вредных веществ вблизи здания. При парковке автомобиля "капотом к стене" отмечается практически двукратное повышение ПДК вблизи стены здания.<BR>Исследования, выполненные сотрудниками института, показывают, что наибольшую опасность для возникновения повышенных концентраций в зоне дыхания людей представляют узкие уличные каньоны и парковка автомобилей непосредственно у стен зданий в глухих дворах и дворах-колодцах. К сожалению, большая часть загрязняющих веществ поступает прямо к нам в квартиры, так как строительные оболочки способны ослабить внешние концентрации лишь на 30-40%.<BR>Главными шумопроизводителями являются грузовой транспорт и трамваи. Повышается шум при эксплуатации транспортных средств с неисправными и неотрегулированными двигателями, которых у нас предостаточно. Кстати, по данным казанских ученых, из легковых отечественных автомобилей больше всего шумят новые двигатели "девяток" и "десяток". Через год эксплуатации уровень шума, правда, начинает снижаться, но потом возрастает вновь.<BR>В Петербурге наиболее шумными являются ведущие магистрали города, набережные рек и каналов. Интенсивность движения на некоторых участках этих магистралей достигает 3 тысяч автомобилей в час.<BR>Психологи пришли к выводу о том, что сильный шум от автотранспорта и трамваев очень сказывается на психическом и эмоциональном состоянии горожан. Вот почему лучше спать в комнате, окна которой не выходят на оживленную транспортную магистраль. У нас в стране приняты следующие допустимые уровни шума: 45дБ (децибел) в ночное время и 55дБ -- в дневное.<BR>Шумовой режим города прежде всего связан с проблемой развития и организации наземного транспорта. При высокой интенсивности движения на автомагистралях с высокой интенсивностью движения уровень шума достигает 80-85 дБ, а на территории ближайшей жилой застройки -- 70-75 дБ. Например, средний акустический шум Лиговского и Московского проспектов составляет в среднем 78-83дБ.<BR>Исследования, проведенные российскими врачами, выявили специфическую особенность воздействия шума -- это длительное негативное влияние, постепенно разрушающее наш организм. Поэтому некоторые называют это явление "шумовым синдромом".<BR>Особенно шум действует на нервную и сердечно-сосудистую системы, низкие частоты подкашивают пищеварительную систему. Нарушение сна, головная боль, повышенная раздражительность и утомляемость -- вот основные следствия акустической атаки. Регулярное воздействие шумов сулит язву желудка, гастрит, нарушения в иммунной системе. (А.Н.)<BR><BR><B>Улицы с самым загрязненным воздухом</B><BR>Кондратьевский проспект, улица Косыгина, Якорная улица, проспект Маршала Блюхера, район площади Ленина, Алтайской, Кузнецовской, Благодатной улиц. Большой проспект, районы станций метро "Автово" и "Кировский завод", Приморского шоссе, улицы Гашека. Ул. Малая Балканская, Олеко Дундича и Дунайский проспект во Фрунзенском районе. Микрорайон станции метро "Проспект Большевиков" -- в Невском. Проспекты Стачек, Московский, Лиговский, Загородный, Приморское шоссе, Выборгское шоссе, набережная реки Фонтанки, Гороховая улица.<BR><BR><B>Самые шумные улицы</B><BR>Невский проспект, начало Литейного и Московского проспектов, Московское шоссе, проспекты Маршала Жукова и Стачек, Каменноостровский и Большой проспекты на Петроградской стороне, Сампсониевский (у Кантемировского моста), проспекты Энгельса (от пр. Смирнова до Светлановского пр.), Славы, Витебский (от Лиговского пр. до ул. Рощинской), Лесной (у Финляндского вокзала), Приморский, Большевиков, Просвещения, Лиговский (от Обводного канала до Витебского пр. и ул. Восстания), Пискаревский (от пр. Мечникова до пр. Непокоренных), ул. Савушкина, Бухарестская ул. (от ул. Бела Куна до ул. Дмитрова), шоссе Революции (от пр. Энергетиков до Бокситогорской ул.). Из набережных особо отличаются: Арсенальная, Пироговская, Октябрьская (от Володарского моста до ул. Дыбенко), Обводного канала (от пр. Газа до Московского пр.).<BR><BR><BR><B>Основные загрязнители, содержащиеся в выхлопных газах</B><BR>Диоксид серы. Вызывает хроническое поражение растений, снижение урожайности в сельском хозяйстве, уничтожение лесов. У человека провоцирует заболевания дыхательных путей.<BR>Оксиды азота. Способствуют образованию фотохимических туманов -- смогов. Ускоряют уничтожение лесов. У человека уменьшают содержание гемоглобина в крови.<BR>Угарный газ. Препятствует кислородному обмену в крови, а в больших дозах поражает нервную систему. При длительном воздействии он вызывает серьезные нарушения сердечной деятельности, ослабляет память, уменьшает содержание гемоглобина в крови.<BR>Свинец. Оказывает негативное влияние на интеллектуальное развитие детей. Доказана связь между повышенным содержанием свинца в волосах детей и низкой школьной успеваемостью.