00:0029 июля 200200:00
36просмотров
00:0029 июля 2002
Испанский певец Пласидо Доминго отведал борща и вареников. Мэтр остался доволен славянской кухней так же, как он доволен работой русских певцов в своих постановках.
<BR><BR>Испанский певец Пласидо Доминго отведал борща и вареников. Мэтр остался доволен славянской кухней так же, как он доволен работой русских певцов в своих постановках.<BR>Ирина Матаева, ученица Академии молодых певцов Мариинского театра, пела у синьора Доминго в этом сезоне в "Пиковой даме" и "Кармен". Своими впечатлениями о великом теноре на работе и в жизни она поделилась с корреспондентом "ДП".<BR><BR><B>Просто как дважды два</B><BR>После слов Ирины Матаевой: "Доминго позвонил в академию и пригласил меня петь Прилепу в "Пиковой даме" и Микаэлу в "Кармен" -- возникло ощущение, что найти работу у знаменитого тенора не так уж сложно. Главное -- вовремя подсунуть свой телефончик. Как оказалось, за видимой простотой скрывается долгая работа на оперном кадровом пространстве Ларисы Гергиевой, художественного руководителя Академиии молодых певцов. Доминго присматривался к Ирине 2 года. Сначала он сам приезжал в Мариинку с мастер-классом для академистов. В 2000 году Ирина и ее коллеги ездили в Лос-Анджелес, на традиционный доминговский конкурс молодых оперных певцов. Тогда Ирине не удалось пройти третий тур. Но, как известно, жизнь -- как зебра: белые и черные полосы чередуются. Зато в 2002 году звонок Доминго Ларисе Гергиевой позволил Ирине провести рядом с тенором целых 2 месяца.<BR>Удивительно это все еще и потому, что у Ирины -- так называемое лирическое сопрано, довольно распространенное в мире. "Вот меццо-сопрано встречается гораздо реже. А с сопрано -- масса солисток. Доминго меня предварительно спрашивал, что я пою. После того как я перечислила все свои партии, предложил: "Скоро будем ставить "Дон Жуана" -- хочешь петь?" Конечно, хочу. Ну он и сказал: "Отлично, договорились, а пока давай поработаем в "Пиковой даме" и "Кармен", -- рассказывает Ирина Матаева. В "Дон Жуане" она будет петь только в марте следующего года -- именно на этот период назначена постановка. Но контракт уже подписан -- в Европе предпочитают все делать быстро.<BR><BR><B>Национальная рознь</B><BR>"Заграничная" система оперных театров вообще сильно отличается от отечественной. Репертуарных театров там нет. "Решили делать постановку -- делают. Приглашают певцов со всего мира. Потом в среднем месяц идут постановка и репетиции, месяц -- спектакли. Собрались вместе, попели -- и разъехались", -- говорит Ирина Матаева.<BR>Ежедневных репетиций на зарубежных сценах не бывает, спектакли тоже не идут ежедневно -- так что артисты успевают и работать, и отдыхать. Плюс ко всему премьеры "разбавляются" банкетами.<BR>После генеральной репетиции "Пиковой дамы", например, Пласидо Доминго и его супруга Марта пригласили всех в итальянское кафе "Милано". Оказалось, что кафе посвящено Доминго. "Мы сидели за столами, а прямо над нами на потолке был нарисован сам синьор Пласидо в полный рост и написаны названия всех опер, в которых он принимал участие", -- рассказала Ирина.<BR><BR><B>Особенности оперного мэтра</B><BR>Пласидо Доминго, по словам очевидцев, производит потрясающее впечатление. Кажется, все, кто с ним работал, чуть-чуть в него влюблены. Ирина Матаева говорит о великом теноре взахлеб. Восхищает ее прежде всего его "широта души" и внимание ко всем без исключения. Говорят, что если он познакомился с человеком, никогда его не забудет и при последующих встречах уже здоровается с ним, как с хорошим другом.<BR>"Он любит всех, перед концертом к каждому подходит, желает удачного выступления. Он знает несколько русских фраз, так как поет Германа в "Пиковой даме", поэтому перед спектаклем он всем желал "ни пуха ни пера". На банкете тоже никого не оставляет без внимания -- обязательно сфотографируется, потреплет по щеке, даст автограф. И всегда улыбается, всегда в движении -- я ни разу не слышала, чтобы он на кого-то повысил голос", -- вспоминает Ирина Матаева. "Мы как-то с ним разговаривали: "Пласидо, вам нужно отдыхать хотя бы иногда". -- "Не могу, не могу, мне все так нравится, я устаю, но мне не остановиться", -- рассказывает Ирина.<BR>Сейчас Доминго много дирижирует -- дирижировал он и "Кармен". Очевидцы рассказывают, что в этот момент он "поет" (правда, беззвучно, всем своим видом). "Он ведь знает всю эту музыку, а из-за своего испанского темперамента не может удержаться", -- размышляет академистка.<BR>И, кстати, великий тенор не прочь быть "ближе к народу". "Однажды мы решили угостить американцев, которые участвовали в постановке "Кармен". Сварили борщ, слепили вареники. Пригласили Доминго, и хотя у него в этот день был спектакль, он пришел на полчасика. Съел ложечку борща, два вареника и пошел дирижировать, сказал: "Не могу на сытый желудок работать", -- улыбается Ирина.<BR><BR><B>Филантроп</B><BR>Сам Пласидо Доминго уже дожил до того момента, когда может себе позволить, чтобы все ситуации в его жизни разрешались так, как он хочет. Говорят, любой может к нему подойти, что-то попросить или предложить. Выслушает обязательно. А возможно, и поможет.<BR>"На постановке была девушка из Москвы, у нее меццо-сопрано, что редкость. А в Вашингтоне как раз есть стажерская группа для таких голосов. Так вот, Доминго предложил ей: "Хочешь в стажерскую группу?" Она сказала: "Да, но у меня есть парень, и без него жить в Америке 2 года я не хочу". Потом девушка прислала Пласидо кассету с записью своего друга -- голос ему понравился. Так что в стажерскую группу берут их обоих", -- как сказку, рассказывает Ирина.<BR>О том, что Пласидо Доминго -- душа компании, тоже знают очень многие. "После последнего спектакля "Пиковой дамы" у нас был банкет в русском посольстве. Образцовой стало скучно, она пошла за рояль, сыграла себе какой-то романс, спела. Позвала Пласидо к себе. Он пел и играл испанские песни, потом она его заставила подыгрывать -- под его аккомпанемент все пели "Застольную". Танцует он, увы, редко -- на приемах обычно ограничивается пением. "Я очень хочу потанцевать, но ведь мне завтра Германа петь", -- как правило, расстроенно разводит руками Доминго.<BR>После 2-месячной работы бок о бок со знаменитым тенором Ирина вернулась в Мариинку -- до будущей весны. С подарком. "Это традиционный подарок, каждому участнику спектакля Пласидо дарит клавир со своей подписью в конце. У меня уже две "Пиковые дамы" на английском, потому что у них нет русского шрифта, "Парсифаль" и "Кармен" с его подписью: "Дорогая Ирина, спасибо за участие, с наилучшими пожеланиями..."<BR><BR><BR>