00:0022 июля 200200:00
19просмотров
00:0022 июля 2002
Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпром) внесло в Правительство предложения по первоочередным мерам развития лесной промышленности.
<BR><BR>Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпром) внесло в Правительство предложения по первоочередным мерам развития лесной промышленности.<BR>Предложения сводятся в основном к ограничению участия региональных властей в распределении лесных ресурсов.<BR>"Разработка" Минпрома является "тезисами" Концепции развития лесной промышленности РФ, месяц назад в целом одобренной Правительством РФ и отправленной на доработку.<BR>"К 1 октября доработанная концепция Минпрома вернется на утверждение федерального Правительства. К этому же сроку Министерство природных ресурсов РФ закончит доработку Концепции развития лесного хозяйства", -- сообщил заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ Сергей Митин. Таким образом, Правительство получит рекомендации и относительно того, как выращивать лес и как его рубить.<BR><BR><B>Вся власть -- Москве</B><BR>По данным Минпрома, сегодня лидерство в заготовке древесины принадлежит арендаторам. На втором месте находятся лесопользователи, купившие лесосеки на лесных аукционах, остальное вырубают лесопользователи, получившие лесосечный фонд в порядке краткосрочного пользования по решению органов исполнительской власти субъектов Российской Федерации. Причем только аукционы приносят заметную прибыль бюджету. Но объем продаж древесины через аукционы за 2 года сократился на 4 млн м3. Вероятно, причина в том, что цены на древесину на аукционах в среднем в 3 раза выше минимальных ставок, установленных Правительством, в то время как ставки арендной платы превышают их всего на треть. Дешевизна лесных ресурсов, по мнению Минприроды, породила иждивенческую психологию у лесопользователей и показала незаинтересованность местных властей в интенсификации лесопользования. При этом только 14 из 89 регионов выполняют свои полномочия по развитию лесного хозяйства. Финансирование лесовоспроизводства составляет 23% от норматива.<BR>Поэтому Минприроды предлагает достаточно радикальные меры: отменить права субъектов Федерации устанавливать ставки лесных податей, передавать по своему решению участки лесного фонда в аренду заготовителям сроком до 5 лет без проведения конкурсов, минимальный срок аренды увеличить до 25 лет с постепенным переходом на сроки, равные обороту рубки (т.е. 80-100 лет). Функции организации и проведения лесных конкурсов и определения объемов выставляемых на них ресурсов предполагается передать на федеральный уровень. При этом преимущественное право будут иметь интегрированные лесопромышленные структуры, располагающие возможностями для переработки (сейчас на их долю приходится около 30% лесозаготовки в России). Для Европейско-Уральской части страны Минприроды предлагает сохранить аренду лесных фондов (увеличив ее сроки и введя обязательное распределение через аукционы), для Южной Сибири же и Дальнего Востока предлагается вариант сдачи лесов в концессию.<BR><BR>На борьбу с "кругляком"<BR>Как заявляют чиновники, предложения Минпрома призваны стимулировать развитие лесопромышленного производства в России. Поэтому кроме перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами министерство предлагает и меры по экспортному регулированию. Главная из них -- "обнуление" экспортных пошлин на продукцию глубокой переработки, при этом предусмотрено повышение пошлин на экспорт некоторых видов круглого леса. Что касается импорта, то предлагается ввести таможенные пошлины на мебель сроком на 5-6 лет, для того чтобы поддержать российских изготовителей мебели. Вместе с тем должны быть отменены ввозные пошлины на те модели деревообрабатывающего оборудования и машин, аналоги которых не производятся в России. Кроме того, Минпром предлагает направить на строительство лесных дорог в труднодоступных участках леса часть средств от арендной платы или платы за лес.<BR>Роль государства в лесопромышленном комплексе предполагается усилить за счет внесения в уставные капиталы акционерных обществ права долгосрочной аренды прилегающих лесных комплексов. Это предложение вызывает самые горячие споры как среди лесопромышленников, так и в правительстве.<BR>"Наши предложения позволят увеличить объем промышленного производства в лесной отрасли в 3,5 раза и коренным образом изменить структуру экспорта. Сейчас он имеет ярко выраженную сырьевую направленность. Доля круглого леса в экспорте за последние 4 года выросла с 24 до 32%", -- уверен Сергей Митин.<BR><BR><B>Лесопромышленники</B><BR><B>укрупняются</B><BR>Крупные лесопромышленники в общем одобряют идеи Минпрома, но предупреждают о том, что реформы гладко не пойдут.<BR>"Реальные проблемы остались за рамками концепции, -- говорит президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Мирон Тацюн. -- К примеру: что делать с монополистами? Вся лесопереработка сконцентрирована на Северо-Западе, везти туда лес из Томской области нерентабельно.<BR>Мы предлагали разработать программу развития целлюлозно-бумажной промышленности на местах, но эти предложения не вошли в концепцию. Другой важнейший вопрос -- лизинг техники для лесозаготовителей. У нас 52% заготовительных предприятий убыточны. Им нужна новая техника, а денег нет. Третий вопрос -- регулирование участников внешней торговли. В России 13 тысяч юридических и физических лиц экспортируют древесину. Мы, конечно, против возвращения к институту спецэкспортеров, но количество нужно ограничивать".<BR><B>По подсчетам Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров и Минприроды, Россия располагает примерно четвертью всех мировых запасов леса. Стоимость экспорта лесной продукции из России в 2001 году составила $4,3 млрд, в то время как экспорт Финляндии -- $11 млрд. Россия в основном вывозит необработанный круглый лес, который стоит в</B><BR>3 раза дешевле обыкновенной доски.<BR>По экспорту круглого леса Россия занимает второе место в мире: на ее долю приходится 21,6% продаваемого на мировом рынке "кругляка". При этом растет импорт продукции лесопереработки.<BR>Cегодня почти 40% внутреннего спроса на лесобумажную продукцию обеспечивается за счет импорта. На экспорте одной "условной единицы" лесобумажной продукции Россия зарабатывает около $40; импортируя готовую продукцию, платит за ту же "единицу" $500-600.<BR>