Колхозы заменят трестами, а аренду -- трастом

Усложненный порядок купли-продажи земли, пробелы в законодательстве о приватизации и ограничение допуска иностранцев фактически оставляют предпринимателям только одну возможность участия в обороте сельхозземель -- траст (доверительное управление), что неи

<BR><BR>Усложненный порядок купли-продажи земли, пробелы в законодательстве о приватизации и ограничение допуска иностранцев фактически оставляют предпринимателям только одну возможность участия в обороте сельхозземель -- траст (доверительное управление), что неизбежно приведет к появлению крупных сельскохозяйственных трестов.<BR>Законопроект предоставляет субъектам РФ приоритетное право на покупку земельного участка по цене, за которую он продается, кроме случаев продажи с публичных торгов. Иначе говоря, прежде, чем продать землю на свободном рынке, собственник обязан предложить ее государству, и только в случае отказа уполномоченного госоргана от покупки он сможет продать ее третьему лицу.<BR>При этом закон не определяет, какой именно орган государственной власти будет принимать решение, и, во-вторых, если собственник намерен пересмотреть цену, он должен по новой предлагать землю государству.<BR>Кроме того, дольщику просто невыгодно выходить из своей доли "в натуре" -- ему проще продать землю соседу-дольщику, так как тогда ему не придется иметь дело с государством. Это неизбежно вызовет укрупнение паев.<BR>Максимальная площадь земельных участков сельскохозяйственных угодий, одновременно находящихся в собственности лица либо аффилированных ему лиц и расположенных на территории одного административного района субъекта РФ, в соответствии с законопроектом будет устанавливаться законами данного субъекта РФ в размере не менее 35% общей площади сельхозугодий в границах административного округа.<BR>Иначе говоря, закрепив норму, направленную на защиту мелких собственников, законодатель, по сути, дал зеленой свет собственникам крупным.<BR>Административные округа в России размером могут превышать и европейские государства. Закон изначально пускает на землю исключительно крупных собственников.<BR>При этом законодатель предусмотрительно "сократил" круг состоятельных инвесторов. Законопроект ограничивает право на приобретение земель иностранцами.<BR>Запрещается приобретать в собственность земли сельскохозяйственного назначения на приграничных территориях иностранным юридическим и физическим лицами, лицам без гражданства, юридическим лицам, более 50% уставного капитала которых принадлежит иностранцам.<BR>Вероятно, не рассчитывая на то, что усложненный механизм купли-продажи земли заработает и инвесторы устремятся на земли сельхозназначения, законотворцы предусмотрели возможность приватизации. Однако из законопроекта не ясно, можно ли приватизировать землю по действующему законодательству или придется ждать законодательства нового.<BR>Законопроект снимает запрет на приватизацию земельных участков, установленный федеральным Законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ". Однако законодатели оговаривают, что приватизация будет осуществляться по правилам, установленным федеральным законодательством.<BR>Иначе говоря, сохраняется возможность введения особого порядка приватизации земли. При этом момент начала приватизации на территории каждого субъекта РФ будет установлен законодательством этого субъекта.<BR>Все это создает широкое поле деятельности для государственной власти как в федеральном центре, так и на местах.<BR>В законопроекте определены особенности оборота долей в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Существующие договоры аренды земельных паев заменяются договорами доверительного управления (траст).<BR>Земельная доля в законопроекте определена как доля в праве общей собственности на земельные участки из сельскохозяйственных угодий. Другими словами, управляющей компании придется получать не прибыль от использования сельхозугодий, а вознаграждение от владельцев земельных паев.<BR>В условиях России это неизбежно приведет к созданию сельскохозяйственных трестов (объединение предпринимателей или владельцев паев, характеризующееся тем, что входящие в его предприятия полностью теряют свою производственную коммерческую и юридическую самостоятельность), иначе крупный инвестор не сможет защитить свои права. Юристам останется лишь привести форму такого объединения юридических лиц, как траст, в соответствие действующему законодательству.