Регион откатает налог на недвижимость

Блестящими признаны столичными экспертами результаты новгородского эксперимента по налогообложению недвижимости.

<BR><BR>Блестящими признаны столичными экспертами результаты новгородского эксперимента по налогообложению недвижимости.<BR>Такое мнение на выездном заседании рабочей группы по вопросам реформирования налогообложения высказала Наталья Калинина, директор московского АНО "Институт проблем регистрации, оценки и налогообложения недвижимости".<BR>Перспективы реформы имущественных отношений на основе новгородского опыта войдут в текст предложения для федеральных структур. По мнению участников совещания, реально налог на недвижимость станет частью Налогового кодекса в 2003 году, а с 2004 года субъекты федерации получат возможность ввести его на своей территории. Законодательно налог на недвижимость, заменяющий налог на имущество юридических и физических лиц и земельный налог, введен в Великом Новгороде в январе 2000 года.<BR>На сегодняшний день, по данным Комитета экономики и финансов администрации города, в эксперименте участвуют 19 новгородских компаний, ожидаемые поступления от них в нынешний бюджет Новгорода составляют порядка 1,5 млн рублей, что почти в 2 раза больше итогов 2001 года.<BR>"Новгородский эксперимент позволил отработать в деталях внедрение налога, аналогов которому в России нет", -- говорит Наталья Калинина.<BR><BR><B>База наработана</B><BR>Ставка по жилым объектам в собственности юридических лиц составляет 0,5%, по иным объектам -- 2% от оценки стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения. К примеру, базовая стоимость 1 м2 общей площади объекта оценки, установленная городским законодательством, составляет 3419 рублей, а земельного участка -- 176 рублей.<BR>По словам Алевтины Ивахненко, заместителя председателя Комитета экономики и финансов администрации Новгорода, метод массовой оценки основывался на зонировании городской территории. "Даже пионерам реформирования еще предстоит распространить эксперимент на все предприятия и организации города, где это возможно, -- считает Хенк Вербрюгге, эксперт проекта TACIS по реформе налогообложения. -- В большинстве западных стран за основу оценки для целей налогообложения берется рыночная стоимость квадратного метра".<BR>Особенность действия новгородского налога на недвижимость состоит в том, что его субъекты должны обладать правом собственности на земельный участок и всеми расположенными на нем объектами недвижимости.<BR><B>Авгиевы конюшни</B><BR>Внимание к ходу регионального эксперимента в столице достаточно большое. По меньшей мере семь ведомств являются заинтересованными и задействованными в эксперименте -- Минюст, Госстрой, Росземкадастр, Минэкономразвития и другие, и большая часть работы приходится, по мнению Натальи Калининой, на согласование их взаимных требований.<BR>Противодействия тоже хватает. Росземкадастр достаточно активно выступает против легитимности результатов нового налога. Их заинтересованность понятна: теряя земельный налог, они теряют часть финансирования, поскольку федеральная доля земельного налога поступает к ним. "Другая позиция, характерная для Минимущества, -- объясняет свою точку зрения Наталья Калинина, -- "мы все решим самостоятельно". Остается вопрос, кто будет работать по теоретическим изысканиям сверху?" В Твери, которая тоже была названа участником эксперимента, в 1998 году, к моменту нововведений, не была избрана городская Дума, а потому закон о реестре предприятий (являющийся основой) не прошел голосования. Опыт Твери показал, что местное самоуправление не может справиться с проблемой взаимодействия вертикальных органов власти даже при наличии федерального закона.<BR>Что касается Петербурга, то, по мнению Натальи Калининой, ему потребуется не менее 2 лет интенсивной работы, чтобы хотя бы "вычистить" базу промышленных предприятий.