00:0021 марта 200200:00
20просмотров
00:0021 марта 2002
С наступлением весны дороги Петербурга становятся более загруженными. Водители открывают автомобильный сезон, прямо пропорционально растет и количество дорожно-транспортных происшествий. Весна становится самым благоприятным временем для мошенников, чья сп
<BR><BR>С наступлением весны дороги Петербурга становятся более загруженными. Водители открывают автомобильный сезон, прямо пропорционально растет и количество дорожно-транспортных происшествий. Весна становится самым благоприятным временем для мошенников, чья специализация -- умышленные ДТП, или, говоря проще, подставы.<BR>Провоцируя незначительную аварию, мошенники пытаются сторговаться о возмещении ущерба на месте без разбора ГИБДД. Криминальный бизнес строится на юридических прорехах в российском дорожном законодательстве и том, что умышленность ДТП доказать крайне трудно.<BR>Первый бум умышленных ДТП пришелся на начало 1990-х годов с появлением на рынке иномарок, ремонт которых стоил дороже отечественных автомобилей. Вторая волна подстав пришлась на 1997-1998 годы, когда многие автомобилисты предпочитали решать инцидент не месте, без участия дорожной инспекции. Сейчас, пока еще не принят закон об обязательном страховании гражданской ответственности автомобилистов, дороги может захлестнуть третья волна умышленных ДТП.<BR><BR><B>Технология подставы</B><BR>Было бы неверным утверждать, что на удочку ловятся только неопытные водители, нарушающие правила. Автомобиль-жертву могут притереть на повороте. Тут же появляются свидетели, готовые после аварии держать сторону мошенников.<BR>Подстава делится на две основные части -- техническую и психологическую. Во время технической части мошенники выбирают потенциальную жертву и провоцируют аварию. Во время психологической части мошенники требуют от "нарушителя" возместить нанесенный ущерб.<BR>Известно много технологий умышленных ДТП, но чаще всего жертва блокируется двумя автомобилями слева и справа. Третий автомобиль, который занимает позицию прямо перед жертвой, резко тормозит. В результате водитель оказывается в окружении многочисленных "свидетелей". Большинство водителей в такой ситуации платят, даже если понимают искусственность ДТП.<BR>Психологическая обработка жертвы -- кульминация спектакля, в котором все участники знают свои роли назубок. Мошенников всегда несколько, и, как правило, они разыгрывают из себя доброго и злого.<BR>Злой требует заплатить по максимуму, добрый снижает сумму и предлагает разойтись по-хорошему. Участники спектакля звонят в автосервис, и мастер, не видя характера повреждений, подтверждает жертве сумму ущерба.<BR><BR><B>Знать врага в лицо</B><BR>Защита от подставы есть, и она включает в себя несколько кругов защиты. Главное -- не допустить подставы, но, если авария произошла, необходимо вести себя грамотно.<BR>Должны быть осторожны водители на новых "девятках", "десятках", относительно недорогих иномарках типа Skoda Felicia, Renault-19, Fiat Punto, Daewoo Nexia. Мошенники по опыту знают, что хозяева таких автомобилей ценят время и не любят тратить его на общение с сотрудниками ГИБДД. Кроме того, они платежеспособны и готовы откупиться на месте аварии.<BR>Подозрительные автомобили можно распознать еще "на дальних подступах". Как правило, профессиональные "подставлялы" используют престижные, но старые автомобили, выпущенные в конце 1980-х или начале 1990-х годов. Запчасти и покраска для них по-прежнему стоят дорого.<BR>Часто применяются Mercedes (кузова W201, W124, W210), BMW (5-я и 7-я серии), Audi 80, Audi 100 Volvo (8-я и 9-я серии). Неопытные водители часто не знают, что старые BMW 735 или Mercedes в кузове W124 стоят дешевле новой "десятки". Из основных признаков "подставных" машин можно назвать отсутствие одного или обоих номерных знаков, повреждения левого переднего крыла, тонированные стекла.<BR>Противодействовать психологическому натиску можно, не вступая ни в какие переговоры, не передавая лжепострадавшим никаких документов. Лучше всего вызвать ГИБДД, сесть в машину и закрыть двери.<BR><BR><B>Защита от страха</B><BR>"Лучшей защитой от умышленного ДТП является наличие страхования гражданской ответственности автомобилистов", -- говорит генеральный директор службы независимых аварийных комиссаров ООО "Балтик Роуд" Александр Торгашов. По его мнению, повышение страховой культуры автомобилистов вкупе с созданием института независимых аварийных комиссаров поможет перевести разбор конфликтов на дорогах в цивилизованное русло.<BR>Александр Торгашов не склонен называть цифры, свидетельствующие о динамике совершения умышленных ДТП, так как решить степень виновности участников ДТП может только суд. Однако генеральный директор "Балтик Роуд" не скрывает, что "подозрительных аварий" на петербургских трассах случается немало.<BR>Введение обязательного страхования гражданской ответственности автомобилиста действительно может снять проблему подстав. Не секрет, что только упоминание о том, что машина застрахована, заставляет "подставлял" испариться. Еще до вступления закона в действие в 2003 году петербургским водителям может помочь экспресс-страхование. Сеть продаж экспресс-карт страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств внедряют несколько страховых компаний. Вместе с другими компаниями Петербурга экспресс-карты внедряет и ООО "Центр Брокер. Санкт-Петербург". Как сообщили в компании, карту автострахования можно будет приобрести на автозаправочных станциях, автосервисах, мойках и автомагазинах. Срок действия карт -- от 1 месяца до 1 года. Лимит ответственности составляет $5 тысяч. Как пояснили специалисты компании, этой суммы должно хватить, чтобы полностью возместить ущерб пострадавшей стороне в 95% случаев ДТП. Повсеместное обязательное страхование гражданской ответственности автомобилиста может породить другую проблему -- инсценировку ДТП с целью получения страховой премии.<BR><B>Наиболее распространенные схемы умышленных ДТП</B><BR>u Перестроение вправо. За автомобилем-жертвой, следующим в левом ряду, возникает автомобиль, который назойливо требует уступить дорогу миганием фар. Одновременно с этим "подставная" машина занимает позицию сзади справа. Когда жертва начинает перестраиваться вправо, "подставной" автомобиль резко ускоряется и бьет жертву в правое заднее крыло. Автомобиль, требовавший пропустить его, скрывается.<BR>u Обгон "чайника". Автомобиль-жертва догоняет "чайника", который еле ползет по левой полосе и не собирается уступать дорогу. Жертва, перестраиваясь вправо, ударяет левый борт второго участника спектакля.<BR>u Подсечка. Подстава при перестроении может проходить и без помощников, то есть один на один. Подстава движется справа и сзади жертвы, не приближаясь, но и не отставая. Когда жертва собирается перестроиться вправо, дает понять, что пропускает ее. В момент перестроения подстава резко ускоряется, подставляя свой левый борт под правый борт жертвы.<BR>u Старт со светофора. Впереди стоящий автомобиль резко трогается на зеленый сигнал светофора, но неожиданно тормозит перед мнимым препятствием. Жертва, как правило, любитель быстрого старта, не успевает среагировать и въезжает в задний бампер.<BR>u Отвлечение. Автомобиль отвлечения подъезжает к жертве слева. Сидящая на пассажирском сиденье привлекательная сообщница мошенников начинает выяснять дорогу и отвлекать водителя. В этот момент идущий впереди жертвы автомобиль резко тормозит.<BR>u Коробочка. Жертва едет в среднем ряду. С двух сторон ее зажимают организаторы ДТП: справа подстава, слева -- провокатор, дорогой престижный автомобиль. Неожиданно провокатор делает резкий рывок вправо. Жертва инстинктивно уходит вправо и натыкается на подставу, которая может неожиданно подвинуться влево.<BR>