00:0013 февраля 200200:00
51просмотров
00:0013 февраля 2002
Приказ №155-к, изданный Борисом Аракчеевым, привел к парадоксальной ситуации: В Музее истории города был ликвидирован отдел истории города.
<BR><BR>Приказ №155-к, изданный Борисом Аракчеевым, привел к парадоксальной ситуации: В Музее истории города был ликвидирован отдел истории города.<BR>Скандал вокруг событий в Петропавловке не утихает. "Ликвидированных" сотрудников обвиняют в бездеятельности и срыве работы по реорганизации музея. В "актив" дирекции записывается превращение Петропавловки в развлекательный центр, в казематах которого Некрасов играет в карты с Достоевским, а также реставрация Петропавловского собора, в стене которого в последние месяцы угрожающе быстрыми темпами растет трещина. Конфликтующие стороны привлекают в свою поддержку тяжелую артиллерию. Директора историко-культурного заповедника "Петропавловская крепость -- Государственный музей истории Петербурга" Бориса Аракчеева активно поддерживает заместитель министра культуры Наталья Дементьева. В то же время против ликвидации отдела истории города в открытых письмах высказалось около 40 деятелей петербургской науки и культуры, в том числе академик Жорес Алферов и декан философского факультета СПбГУ Юрий Солонин.<BR><BR>Борис Аракчеев:<BR>"Мы вступили в очень сложный год. Перед нами стоят серьезные задачи, выделены значительные средства. Речь идет о современной реорганизации музея.<BR>Это заставляет нас искать организационные пути для более эффективной работы. Ликвидация отдела истории -- один из таких путей. Работа отдела истории в последнее время крайне неэффективна, зачастую другие служащие выполняют его функции. Среди сотрудников отдела есть люди творческие, трудолюбивые, которые работают здесь с 1970-х годов и испытывают определенный дискомфорт в связи с ликвидацией отдела. Среди них есть и амбициозные люди, которые рассчитывали на место директора или заместителя директора и, не поднявшись по карьерной лестнице, затаили обиду. Дело в том, что они абсолютно не приемлют новых методов музейной работы, таких, как создание выставок нового типа в музее, в частности выставки восковых фигур. Более того, они зачастую отказываются работать по тем музейным направлениям, которые устанавливаю я. Они считают, что высокую должность в музее имеет право занимать только человек со специальным образованием (Борис Аракчеев окончил Горный институт. -- "ДП"). Естественно, мне гораздо легче пригласить других специалистов. Но я не отказываю им в работе, речь не идет об увольнении. Каждый из них будет работать в том отделе музея, который наиболее соответствует его квалификации.<BR>При этом речь не идет о каких-то финансовых выгодах, связанных с этой ликвидацией. Наоборот, более эффективная работа -- как я надеюсь -- этих служащих на новых местах потребует более крупной оплаты труда. Еще одним тревожным симптомом в работе отдела истории является отсутствие в нем молодых сотрудников, в то время как остальные отделы постоянно пополняются ими. Это связано с тем, что отдел истории, средний возраст служащих которого -- за 50 лет, устанавливает слишком высокие планки для новых сотрудников. Что касается нахождения бара "Каземат" на территории Петропавловской крепости, то он является частью офицерской ресторанной культуры, существовавшей в России столетиями. Я не считаю, что он портит облик музея. То, что такие вещи беспокоят этих людей, еще один признак их консерватизма. По поводу упреков в мой адрес относительно ремонта Петропавловского собора могу сказать, что реставрация идет под надзором специалистов из КГИОП, просто сотрудники отдела истории не владеют нужной информацией".<BR><BR>Александр Бокмарев,<BR><B>заведующий отделом</B><BR><B>развития Государственного музея истории</B><BR>Петербурга:<BR>"Наш отдел создан 30 января 2002 года. Основная функция отдела -- следить за тем, чтобы музей мог получать деньги за счет реализации различных проектов, вести осмысленную маркетинговую политику и находить спонсоров. Новую схему функционирования музея предполагается опробовать на создании новой экспозиции в Комендантском доме "Петербург-Петроград с 1830 по 1914 г.". В первой его части содержится краткое резюме проекта. Там говорится о том, на какие группы потребителей мы рассчитываем. Это школьники, специалисты, одиночные зарубежные туристы, отдельно жители Петроградского района, а также представители властей, СМИ. Мы планируем провести анкетирование этих сегментных групп. Кроме того, проводится маркетинговое исследование имеющейся экспозиции, ее свот-анализ (оценка слабых и сильных сторон проекта. -- "ДП"). К слабым сторонам экспозиции относится то, что она перегружена научной информацией, что осложняет ее восприятие, а также устаревший дизайн. Оценочный бюджет новой экспозиции, установленный в бизнес-плане, составляет $500.000. Второй проект, который только-только запускается, -- создание входной зоны для посетителей в Иоанновском равелине, который находится в стадии капитальной реконструкции. Когда ремонт будет закончен, там предполагается открыть большую зону, где посетитель, прежде чем попасть на экспозицию, может получить какую-то дополнительную информацию о музее, в том числе научные данные через компьютер. Этот проект очень дорогостоящий, и на него деньги будет найти не так просто".<BR>Марина Вершевская,<BR>ведущий научный сотрудник Государственного музея истории города:<BR>"Отдел был единственной в городе структурой, которая за бюджетные средства планомерно занималась изучением города. Но если бы все укладывалось в рамки одного отдела, такого шума не было бы. Ликвидация отдела -- это тревожный симптом того, что в третьем по важности музее города не все в порядке. Неизвестно, куда приведет музей руководство Аракчеева. В сохранении отдела -- залог успешного функционирования всего музея в целом.<BR>В большинстве публикаций, посвященных конфликту, происходящее представлено как коммунальная свара. Первый заместитель министра культуры Дементьева, в прошлом директор музея, вместе со своим протеже Аракчеевым объявляют наш отдел несостоятельным. Главный пункт их обвинения сводится к тому, что мы оказались не готовы к разработке краеведческой экспозиции в Комендантском доме. Но часть работ, посвященных этой экспозиции, была у нас просто изъята".<BR><BR>Владимир Фролов,<BR>ведущий научный сотрудник Государственного музея истории города:<BR>"В приказе о ликвидации отдела отсутствует какая-либо мотивировка. Мы, естественно, против превращения музея в "развлекательный центр" с легкомысленными выставками. Еще при Наталье Леонидовне Дементьевой был образован отдел выставок и проектов, дублирующий экспозиционную работу отдела истории города. Новое подразделение, по идее Аракчеева, должно осуществлять "динамичную, разнообразную экспозиционную деятельность". Однако разнообразие в историческом музее необходимо контролировать строгим тематическим отбором. Без этого будет постоянно происходить нарушение исторической этики, принижение истории, плодиться обман и насаждение низкопробного скоморошества. В частности, это касается выставки "Орудия пыток", привезенной из Италии и размещенной в тюрьме Трубецкого бастиона. Такое бездумное столкновение зловещих для исторической памяти человечества предметов средневековья и мрачного символа общественного противостояния в России -- политической тюрьмы автоматически принизило и то и другое, перевело их эмоциональное восприятие на уровень игры и гротеска. Этого нельзя было допускать, как и использования тюрьмы Трубецкого бастиона для размещения восковых фигур (Анна Иоанновна, Некрасов и др.). В погоне за прибылью дирекция не нашла ничего лучшего, как разрушить часть исторической экспозиции и допустить представление, невозможное с точки зрения той же исторической этики. Вопиющая некомпетентность, неуважение к прошлому страны приводят к двусмысленности, порочащей память как узников тюрьмы, так и крупных деятелей русской культуры. Как же не возмущаться такими действиям администрации музея? Кроме того, по нашему мнению, крепость является неподходящим местом для проведения рок-концертов. И уж совсем нелепо и неприлично нахождение на территории крепости бара "Каземат" в стенах Иоанновского равелина. Это низкопробное заведение со стриптизом никак не вяжется с представлением о государственном музее и с историей Петропавловской крепости. Деньги, конечно, нужно зарабатывать, но при этом музей не должен терять лицо.<BR>Сейчас над 12 сотрудниками нависла угроза увольнения. Фактически объявлен террор: научно-справочный аппарат, тщательно формировавшийся из поколения в поколение, постоянно пополнявшийся и корректировавшийся, бережно хранившийся в отделе, реквизируется. Сотрудники лишаются своего рабочего инструмента. Создавая обстановку служебного и структурного хаоса в музее накануне 300-летия Петербурга, руководители музея даже не задумываются о последствиях. Возникает впечатление, что нынешняя администрация вместе с заместителем министра культуры хотят уничтожить не только научное подразделение, объявив его сотрудников бездельниками, но и те традиции петербурговедения, которые имеют более чем 200-летнюю историю".<BR>(А.Кол.)<BR><B>Справка</B><BR>Государственный музей истории Петербурга -- комплекс, включающий историко-культурный заповедник "Петропавловская крепость", а также сеть филиалов (особняк Румянцева на Английской набережной, Музей-квартира Блока, экспозиция "Петербургские типографии и издательства начала XX века", Музей-квартира Кирова, Монумент защитникам Ленинграда и др.).<BR>Музейные фонды включают более 1 млн единиц хранения. В основу музея легли коллекции Музея Старого Петербурга, созданного в 1907 году Обществом архитекторов-художников.<BR><BR><B>Алексей</B><BR><B>Ковалев, депутат Законодательного собрания Петербурга, заместитель председателя Комиссии по</B><BR>образованию,<BR><B>культуре и</B><BR><B>науке Законодательного</B><BR><B>собрания</B><BR>Петербурга:<BR>"У меня сложилось впечатление, что Аракчеев вместе со своим заместителем при поддержке в Министерстве Дементьевой планирует превратить музей в помещение для временных выставок. Ликвидация одного отдела -- это тенденция, которую подтверждают и другие факты. Все неугодные Аракчееву люди попадают в опалу. Например, отстранена от работы над собором Святого Петра и Павла архитектор Арапова, которая открыто говорит о непродуманной реставрации, приведшей к двум трещинам на соборе. Кроме того, последуют довольно значительные перестановки и в других отделах. Самое плачевное, что юридических препятствий для того, чтобы превратить музей в бизнес-центр, у Аракчеева нет: хозяин -- барин.<BR>В письме нашей комиссии он даже довольно издевательски ответил: дескать, научно-исследовательский центр нужен, но не в музее. Это вполне объяснимо -- Аракчеев пришел на свой пост из АХЧ (административно-хозяйственной части). Эту проблему федерального уровня (хотя музей, к сожалению, не является федеральной собственностью) можно решить только путем отстранения Аракчеева от занимаемой им должности".<BR><BR><B>Леонид Романков, председатель Комиссии по образованию, культуре</B><BR><B>и науке Законодательного</B><BR><B>собрания</B><BR>Петербурга:<BR>"Конечно, менеджмент музея -- это важно, и коммерческая составляющая для музея, находящегося на дотации государства, имеет большое значение, но нельзя ею увлекаться за счет научной и исследовательской деятельности, которая помимо экспозиционной работы является важной функцией музея.<BR>Нельзя приносить науку в жертву аттракционам".<BR>(Н.У.)