Таможня "догнала" припасы

Мурманская таможня в конце января 2002 года выставила участникам внешнеэкономической деятельности требование об уплате налогов и сборов за перемещенные летом 2001 года в экспортном режиме предметы материально-технического снабжения и продовольствия через

<BR><BR>Мурманская таможня в конце января 2002 года выставила участникам внешнеэкономической деятельности требование об уплате налогов и сборов за перемещенные летом 2001 года в экспортном режиме предметы материально-технического снабжения и продовольствия через таможенную границу РФ.<BR>При этом таможня взяла на вооружение письмо СЗТУ РФ о довзыскании экспортных пошлин.<BR>Требуемые к уплате суммы колеблются от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Так, ОАО "Мурманское морское пароходство" (ММП) выставлено требование о довзыскании налогов и сборов на сумму около 1,5 млн рублей. Однако здесь платить не намерены и готовятся к разбирательству в арбитражном суде.<BR>"Когда Владимира Шамахова отстранили от должности, исполняющий обязанности начальника СЗТУ во всеуслышание заявил Президенту РФ, что таможенное управление берет на себя повышенные обязательства. СЗТУ пошло на экспроприацию денежных средств хозяйствующих субъектов, используя месячную паузу, когда в силу объективных причин "верхи" еще не решили, как делать, а "низы" не знали как", -- прокомментировал ситуацию начальник службы экспортно-импортных операций и таможенного оформления ОАО "ММП" Владимир Цендровский.<BR><BR><B>А поутру они проснулись</B><BR>Постановление №524 Правительство РФ от 9 июля 2001 г. "Об установлении таможенного режима перемещения припасов" вступило в силу 13 июля 2001 года. Этот документ дал жизнь специальному таможенному режиму, который назвали "перемещение припасов".<BR>При этом режиме товары, предназначенные для потребления или использования (на морских, речных судах и проч., а также товары, предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа), перемещаются через границу РФ без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.<BR>Но порядка таможенного оформления по новому режиму в момент вступления в силу правительственного постановления разработано еще не было. Не давал разъяснений и ГТК РФ. И только 31 июля Таможенный комитет России отреагировал, издав Приказ №745, устанавливающий код режима "30" при таможенном оформлении перемещения припасов. К 7 августа в стенах высшей таможенной инстанции родилось и Письмо-разъяснение №01-06/31462 по таможенному оформлению припасов (без декларирования по ГТД в режиме экспорта). В Мурманск новый документ поступил лишь 14 августа.<BR><BR><B>Шаг вперед</B><BR>Самый главный документ -- Приказ ГТК РФ №1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" во исполнение Постановления Правительства РФ №524 издан 19 октября (Приказ №745 отменен), зарегистрирован в Минюсте РФ 12 ноября и вступил в силу 27 ноября 2001 года.<BR>Согласно этому нормативно-правовому документу, перемещение припасов через границу производится без взимания таможенных платежей с упрощенным декларированием. А именно -- при вывозе припасов с территории РФ таможенный орган разрешает их погрузку на основании заявления, которое используется в качестве таможенной декларации. В заявлении должны содержаться сведения о загружаемых припасах, их наименование и количество. При погрузке припасов с целью их вывоза с таможенной территории РФ в качестве критерия оценки достаточности припасов принимается объем конструктивных технологических емкостей, специально предназначенных для таких целей помещений или специально выделенных площадей (штатных мест), имеющихся на транспортном средстве и предназначенных для размещения припасов.<BR>В ГТК заявили, что Постановление Правительства РФ №524 и Приказ ГТК №1000 содержат положения, соответствующие общепринятым международным нормам и практике таможенного оформления этой категории товаров, а также базируются на положениях международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Было высказано и мнение, что с установлением специального таможенного режима (сокращение временных и материальных затрат при таможенном оформлении) российский рынок транспортных услуг оживится.<BR>В конце декабря 2001 года СЗТУ ГТК РФ предписало таможенным органам региона довзыскать экспортные пошлины за все судовые припасы, вывезенные со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ №524 в режиме экспорта без уплаты экспортных пошлин.<BR>В Таможенном управлении Северо-Западного региона решили, что таможенное оформление по старым правилам было неправомерным и льгота применяться уже не может. (С 13.07 по 14.08 -- переходный период, и порядок перемещения припасов в новом режиме отсутствовал.)<BR><BR><B>Закон что дышло</B><BR>И.о. начальника Северо-Западного таможенного управления РФ Николай Сапьяник 26 ноября обратился в ГТК РФ с просьбой разъяснить порядок применения таможенных режимов в отношении топлива (далее -- бункерного топлива), вывозимого за пределы таможенных территорий России и предназначенного для обеспечения нормальной эксплуатации судов. Дескать, обращаются таможни и участники ВЭД. А суть в том, что, в соответствии со ст. 25 ТК РФ, лицо вправе в любое время выбрать таможенный режим.<BR>До Постановления №524 бункерное топливо оформлялось в соответствии с таможенным режимом экспорта (код "07" -- особенность перемещения товара), а после вступления в силу данного постановления бункерное топливо подпало под определение "припасы". Следовательно, может помещаться под таможенный режим перемещения припасов.<BR>Вопрос о том, может ли бункерное топливо помещаться в таможенный режим экспорта, завис. "Таким образом, при помещении топлива и иных товаров, необходимых для эксплуатации транспортных средств, под таможенный режим экспорта должны соблюдаться все условия и требования, установленные ТК РФ в отношении экспортируемых товаров (уплата таможенных платежей, применение экономической политики, проведение таможенно-банковского валютного контроля)", -- заключил в ответном письме начальник Управления таможенных режимов ГТК Александр Васильев. Это уточнение и стало толчком к действию для СЗТУ РФ.<BR>В верхнем эшелоне власти таможенной службы в последнее время заявляют, что крайне заинтересованы в разрешении спорных вопросов в досудебном порядке.<BR>Попытались это сделать ряд участников ВЭД в Мурманске на уровне местной таможни. В ответ прозвучало: "Судитесь, мы -- люди подневольные". В официальном комментарии руководство Мурманской таможни отказало, переадресовав корреспондента "ДП" в СЗТУ.<BR>В результате кто посильнее -- будет судиться, а те, кто не уверен в своих юристах, удовлетворит требование таможни и заплатит.