Кажется, россияне наедаются колбасой

Темпы наращивания производства отечественными мясопереработчиками оказались выше, чем прирост емкости рынка. И некоторые производители начали сокращать выпуск продукции.

<BR><BR>Темпы наращивания производства отечественными мясопереработчиками оказались выше, чем прирост емкости рынка. И некоторые производители начали сокращать выпуск продукции.<BR>Рост производства в некоторых регионах России сменился спадом, но в целом по стране темпы роста производства не упали, а просто замедлились. Так, за январь--ноябрь 2001 года отечественные мясопереработчики увеличили выпуск продукции на 115-120% по сравнению с аналогичным периодом 2000 года, а годом ранее этот показатель составлял 150-170%.<BR><BR><B>Как дела? Не дождетесь</B><BR>Головная боль российских мясоперерабатывающих заводов (МПЗ) -- не дефицит сырья, переработчики легко покрывают его за счет импорта, а сбыт готовой продукции.<BR>Общий рост потребления мясопродуктов в целом и массовый исход иностранных производителей с российского рынка значительно повысили инвестиционную привлекательность мясоперерабатывающей промышленности России. Свидетельство чему -- рост числа мелких производств. Например, доля крупнейшего мясопереработчика Петербурга -- ОАО "Парнас-М" в общем объеме предложения по всем видам мясной продукции на петербургском рынке не превышает 13%. Хотя, по расчетам, предприятие способно покрыть более 50% рынка.<BR>Прогрессивная тенденция развития отечественного рынка мясопродуктов -- продвижение крупных областных мясопереработчиков России в соседние регионы. Причем, чтобы закрепиться на рынке, интервенты могут поглотить местное предприятие, чтобы оптимизировать товарно-сырьевые потоки.<BR>Тем более что в Петербурге есть что купить -- крупнейшее предприятие города, проходящее процедуру банкротства ОАО "Самсон" (суммарная мощность -- 116,9 тысячи тонн в год). Претендовать на покупку контрольного пакета акций такого предприятия могут в первую очередь кредиторы и крупные игроки мясного рынка России, причем иногородние и, скорее всего, из столицы -- АПК "Черкизовский", ООО МПЗ "КампоМос", ОАО "Московский мясокомбинат "Микомс". Каждое из этих предприятий в отдельности превосходит "Самсон" по суммарной мощности, и их продукция достаточно хорошо известна не только в Москве, но и в Петербурге.<BR>Кредиторов -- Государственный таможенный комитет РФ, ЗАО "Международный московский банк" и немецкая компания Gausepohl Fleisсh GmbH -- волнует, скорее всего, возврат вложенных в предприятие средств. И если они получат назад свои деньги, интерес к "Самсону" у них пропадет.<BR>Московские МПЗ уже давно потянулись в Петербург и заняли свое место -- этим никого не удивишь. А то, что заводы из Ленобласти теснят предприятия Северной столицы на их рынке, -- неожиданность. Кто бы мог подумать еще 10 лет назад, что область -- сырьевая зона Петербурга -- начнет поставлять в город готовую продукцию и успешно конкурировать с городскими заводами.<BR><BR><B>Рецептурный стандарт</B><BR>На этапе сбыта готовой продукции крупное предприятие поджидает масса конкурентов -- мелкие мясоперерабатывающие заводики, реализующие продукцию на оптовых рынках.<BR>Маленький МПЗ значительную часть дохода получает наличными от продавца, "экономит" на налогах, да и скорость оборота средств у него значительно выше, чем у крупного предприятия. Это позволяет прытким компаниям продавать свои изделия по ценам на 20-30% ниже.<BR>В Петербурге ГОСТовская продукция составляет менее 20% общего объема предложения. Большую часть продукции заводы производят из смеси по техническим условиям (ТУ). Мелкие производители, впрочем крупные этим тоже не брезгуют, берут говядину или свинину либо импортную, либо российскую, либо и ту и другую; добавляют растительных жиров, ароматизаторов, красителей и других необходимых ингредиентов и получают на выходе смесь, из которой затем производят колбасу. Зачастую не выдерживаются даже "либеральные" ТУ.<BR>Отсутствие хорошо "раскрученных" марок позволяет неплохо зарабатывать подпольным цехам на такой технологии производства, соблюдая ее "на глазок". Для получения сертификата в службу контроля качества предъявляется удобоваримая продукция, а на продажу идет совсем другая.<BR>Такая продукция заполонила все каналы распределения товара -- начиная с мелкооптовых рынков и заканчивая супермаркетами.<BR><BR><B>Колбаса говорит</B><BR><B>о многом</B><BR>Наибольший розничный оборот в группе мясных и колбасных изделий обеспечивают два вида продукции -- вареная колбаса и сосиски.<BR>Колбаса в России -- это больше, чем просто еда. Это индикатор благосостояния граждан.<BR>Статистики заметили, что при росте доходов населения потребление колбасы растет быстрее потребления мясопродуктов в целом, а при снижении доходов -- наоборот.<BR>Емкость рынка мясопродуктов Петербурга составляет 100-200 тысяч тонн в год -- 2-3% национального рынка.<BR>Доминируют в городе на Неве производители города и области. Причем ОАО "Парнас-М" с большим отрывом вырвался вперед по вареной и полукопченой колбасе. А рынок дорогих сырокопченых колбас в Петербурге оккупировали москвичи (см. таб.).<BR>Банкротство крупнейшего мясоперерабатывающего комбината города ОАО "Самсон" пока не повлекло за собой существенных перестановок на рынке. Каждый из присутствующих игроков сохранил свое место на рынке и вместе с тем увеличил объемы производства.<BR><BR>На спрос надейся...<BR>Общая тенденция российского потребительского рынка мяса и мясопродуктов -- снижение объема потребления этих продуктов на душу населения из-за падения уровня жизни в период 1991-1999 гг. За стабилизацией уровня жизни россиян в 2000 году и незначительным его ростом в 2001 году существенного повышения потребительского спроса на мясо и мясопродукты не последовало.<BR>В общей структуре потребления заметно преобладание дешевых высококалорийных продуктов, полностью или частично вытеснивших мясные продукты из рациона среднего россиянина.<BR>Однако за последние 3 года в России сформировалась зажиточная группа людей, в которой потребление мяса и мясопродуктов, а также структура потребления этих продуктов близка к западным показателям.<BR>По мнению специалистов маркетингового агентства "Комкон", существует лишь одна группа, которая выбивается из общей массы потребителей мясной продукции, -- это потребители дорогих сырокопченых колбас. Они обращают внимание на марку продукта и готовы платить за товар высокого качество "хорошие" деньги -- 200-300 рублей за кг.<BR><BR><B>...а сам не плошай</B><BR>Но рост доходов, с одной стороны, и более быстрый рост цен, с другой, могут не оправдать ожиданий производителей: спрос как на колбасу, так и на мясные изделия останется без изменений.<BR>Зависимость российской мясоперерабатывающей промышленности от импортного сырья приводит к тому, что цена на колбасу в значительной степени зависит от колебаний валютного курса, таможенных пошлин, транспортных расходов.<BR>В течение 2001 года резких скачков цен ни на мясо, ни на изделия из него не происходило.<BR>В среднем по всем видам мясопродуктов за 2001 год цены поднялись на 6%. Причем за 2 месяца до конца года их темпы заметно увеличились, но тем не менее не достигли рекорда 2000 года. Тогда во второй половине декабря некоторые виды мясных изделий, да и само мясо, в рознице выросли в цене на 30%.<BR>Строить прогнозы в отношении дальнейшего повышения цен ни оптовики, ни импортеры, ни мясопереработчики открыто не решаются. Слишком много факторов играют роль в ценообразовании на мясном рынке России. И чем глубже переработка исходного сырья, тем сложней предсказать динамику цен.<BR>Очевидно только одно: петербургский рынок, да и не только он, завален колбасами и мясными деликатесами. Конкурентов и местных, и пришлых на рынке много. Каждый из них стремится забрать себе долю побольше. Отсюда следует, что прогрессивная тенденция для мясоперерабатывающих комбинатов -- снижение цен.<BR>Во всяком случае, они не будут их поднимать. Из страха потерять наиболее перспективного и массового покупателя со средним доходом.<BR><BR><B>по материалам</B><BR><B>Маркетинговой группы</B><BR><B>"ИНФО ОЛ", агентства</B><BR>"ОптИнформ"