Питер Устинов: "Архитектор Мариинки -- мой двоюродный дедушка"

"Я, правда, не был рожден в Петербурге, я родился в Лондоне, но я был здесь зачат", -- не скрывает своей тесной связи с Северной столицей Питер Устинов.

<BR><BR>"Я, правда, не был рожден в Петербурге, я родился в Лондоне, но я был здесь зачат", -- не скрывает своей тесной связи с Северной столицей Питер Устинов.<BR>Сэр Питер Устинов приезжал в Петербург на 2 дня. Актер (обладатель двух "Оскаров"), режиссер (Устинов ставил спектакли в Большом, "Ла Скала" и "Ковент-Гардене"), драматург и романист стал главным действующим лицом на закрытии выставки германского живописца Йорга Иммендорффа в Мраморном дворце.<BR>С учетом специфики мероприятия разговор происходил на немецком языке, но отдельные фразы Питер произносил по-русски. В начале интервью с корреспондентом "ДП" Устинов решил полностью прояснить вопрос со своими петербургскими корнями:<BR>-- Я даже знаю дом, в котором это произошло...<BR>-- Где?<BR>-- Vasilievsky ostrov, Glinca shtrasse, chetire ran. Когда я там был, то увидел на стенах дома следы от пуль. В это время из парадной вышла старая дама, и я сказал: "Ай-яй-яй, как Вам было трудно, наверно, во время войны. Вот следы от вражеских снарядов". А она мне ответила: "Вы думаете, что это немцы? Нет-нет, это большевики".<BR>-- В Петербурге сейчас много спорят о том, стоит ли модернизировать исторический центр или оставить все как есть.<BR>-- Я считаю, что в историческом центре ни в коем случае не надо строить ничего современного. Архитектура во времена большевиков была очень скучной. Мой двоюродный брат был здесь одним из действующих архитекторов, поэтому я имел возможность видеть то, что он строил в "спальных" районах города.<BR>Это было очень однообразно и скучно. Правда, однажды он мне показал один проект, который был интересен, но он так никогда не был реализован.<BR>-- Я слышал, что Вы не слишком лестно отзываетесь о переменах в Москве. Что Вы в этой связи можете сказать о Петербурге?<BR>-- Конечно, в Петербурге изменения проходят не так активно, как в Москве. Москва стала во времена Лужкова гораздо более богатым городом. Но мое сердце принадлежит Петербургу, в частности Мариинский театр я люблю гораздо больше, чем Большой. Потому что строитель и архитектор Мариинки -- это мой двоюродный дедушка Альберто Кавос, и вообще, я очень восхищаюсь всем, что делает сейчас Гергиев...<BR>-- В этом случае что Вы можете сказать по поводу строительства новой сцены Мариинки и проекта американского архитектора Эрика Мосса под кодовым названием "Мешок с мусором"?<BR>-- Я даже не слышал об этом. Мне это не нравится. Но сам театр будет стоять?<BR>-- Да, театр останется, но в округе планируется снести несколько зданий...<BR>-- Я считаю, что это плохо. Это плохо прежде всего потому, что в мире довольно мало существует таких городских ансамблей, которые столь гомогенны, как Петербург. Который на самом деле и явился-то на свет как воплощение единой идеи Петра. История Петербурга очень короткая, но город кажется не то чтобы старым, но таким уже основательным. Как будто он был с самого начала уже задуман кем-то. Конечно, с одной стороны, в Петербурге должны быть какие-то изменения, но ведь вокруг центра города так много пространства, на котором стоят не слишком симпатичные здания. И совсем не такие симпатичные, как в центре. Вот их можно уничтожить и, пожалуйста, на освободившемся месте построить что-нибудь новое.<BR>Я очень часто слышал, как москвичи говорят: Петербург -- это не город, это музей, а петербуржцы, наоборот, говорят, что Москва -- это деревня.<BR>-- Одна из самых Ваших известных ролей -- Эркюль Пуаро. Поэтому вопрос к Вам как к эксперту по проблемам преступности. Насколько увеличению числа иностранных туристов мешает имидж Петербурга -- места, где не слишком безопасно?<BR>-- Я думаю, что Пуаро ответил бы так: ну, вообще-то, надо сделать город еще более привлекательным, например нужно больше убийств (смеется). Да нет, на самом деле, я думаю, ничего не мешает. Петербург замечателен. Он мог бы быть очень привлекателен для туристов, и думаю, что на самом деле таковым и является. Ну а почему все-таки мало приезжают?<BR>Да, наверно, маловато рекламы, мало "паблисити", по сравнению с более богатой Москвой, где люди вечно бегают по городу, что-то там такое делают, говорят: ба-ба-бам, ба-ба-бам... Очень современный город с некоторыми совсем некрасивыми скульптурами. Действительно, эта картина иногда довольна безрадостна. Как-то меня однажды спросили, как можно узнать московскую мафию. Я им сказал: они носят черные очки даже в плохую погоду (смеется)...<BR>-- Спасибо.<BR>-- Ne za chto.<BR>