Судовладельцам готовят льготы

Правительство РФ рассматривает проект федерального Закона "Российский международный реестр судов", освобождающий судовладельцев, регистрирующих суда в России, от уплаты всех взимаемых таможенных пошлин и платежей.

<BR><BR>Правительство РФ рассматривает проект федерального Закона "Российский международный реестр судов", освобождающий судовладельцев, регистрирующих суда в России, от уплаты всех взимаемых таможенных пошлин и платежей.<BR>О необходимости создания Международного реестра чиновники рассуждали еще в прошлом году (см. "ДП" №183/01, www.dp.ru), однако было неясно, готово ли Правительство РФ использовать международную практику и освободить судовладельцев от таможенных платежей. 29 января 2002 года Минтранс впервые официально законопроект поддержал.<BR>Как сообщает пресс-служба Минтранса в представленном в Правительство России проекте Закона "О Российском международном реестре судов", основные принципы и условия регистрации и использования зарегистрированных судов в значительной мере соответствуют решению задач предотвращения сокращения национального тоннажа и созданию условий для его роста за счет возврата отечественных судов. Законопроект предусматривает, что суда, зарегистрированные в Российском реестре, а также ввозимые для них на территорию РФ комплектующее оборудование, материалы, изделия и оснастка освобождаются от уплаты всех взимаемых таможенных пошлин и платежей.<BR>В Российский международный реестр могут быть включены иностранные суда, новые российские суда и российские суда, зарегистрированные под иностранными флагами.<BR>Проектом закона запрещается перерегистрация в Международный реестр судов, зарегистрированных в других реестрах Российской Федерации, установленных Кодексом торгового мореплавания, что обеспечивает сохранение существующей налоговой базы.<BR>Новый реестр предназначен только для судов, используемых на международных перевозках, зарегистрированным судам не разрешаются перевозки в каботаже между морскими портами за исключением случаев, установленных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.<BR>В то же время в проекте закона ничего не сказано о судах смешанного "река-море" плавания и об особенностях их регистрации и эксплуатации. Пока неясно, какие налоговые льготы получат судовладельцы.<BR>Генеральный директор ОАО "Северо-Западный флот" (входящего в холдинг "Северо-Западное пароходство") Михаил Ришняк считает, что российский флот необходимо возрождать при помощи целого комплекса мер, в том числе и законодательных.<BR>"Закон "О Российском международном реестре", конечно, нужен судовладельцам, -- считает Михаил Ришняк. -- Нужны и налоговые льготы. Но пока решение не принято, остается масса вопросов -- какой именно пакет льгот нужен российскому судовладельцу, на каких условиях и т.д. Любое кораблестроение невозможно без закупки иностранных комплектующих, и на время окупаемости судна вполне можно было бы дать здесь владельцу корабля таможенные и иные льготы. Все это нуждается в проработке и было бы полезно. Но принятие новых законов в этой сфере не должно быть использовано во вред отечественным компаниям -- не окажется ли, что на внутренних российских линиях после принятия закона будут и иностранные суда?"<BR><B>Справка</B><BR>По подсчетам НИИ морского флота, количество судов под российским флагом ежегодно уменьшается (с 9,5 млн тонн дедвейта в 1995 году до 4,8 млн тонн в 2001 году). Сокращается и объем чистой валютной выручки, полученной от работы морского флота (с $508,7 млн в 1995 году до $210,2 млн в 2000 году).<BR>Из 175 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992-2000 годах, 90% имеет иностранный флаг. При регистрации судов в России единовременная оплата налоговых и таможенных сборов достигает 25-30% от стоимости судна.