00:0016 января 200200:00
24просмотров
00:0016 января 2002
Самая крупная за все время существования Петербурга карта города скоро будет издана маленькой фирмой "Крига". Одно лишь изображение Васильевского острова на этом плане занимает более 60 м2.
<BR><BR>Самая крупная за все время существования Петербурга карта города скоро будет издана маленькой фирмой "Крига". Одно лишь изображение Васильевского острова на этом плане занимает более 60 м2.<BR>Инициатором издания огромного трехмерного плана Северной столицы де Сент-Илера, составленного еще 250 лет назад, стал предприниматель Николай Луньковский. Его фирма "Крига" намерена выпустить план к 300-летию Петербурга.<BR>О грандиозности проекта говорит хотя бы тот факт, что в оригинале план нарисован в масштабе 5 саженей в 1 дециметре, что в переводе на более привычные для современного потребителя меры длины, означает приблизительно 1 м в 1 см. При таком масштабе Невский проспект (без своего Староневского аппендикса) займет на карте кусок длиной 25 м.<BR><BR><B>Любитель-реаниматор</B><BR>До недавнего времени ни сам бизнесмен, ни его компания ООО "Крига" в реализации подобных широкомасштабных и глобальных проектов замечены не были. Тем не менее любовь к родному городу прослеживается и в нынешней продукции фирмы. Компания выпускает открытки с изображением дореволюционных видов города, поздравительные карточки, как правило, на городскую тему. Впрочем, сам предприниматель не настроен рассказывать о своей любви. "Вы понимаете, если я не сорю на улицах, это тоже любовь к Петербургу, ну что обо мне говорить, лучше расскажите об этом историческом документе, -- настойчиво попросил Николай Луньковский корреспондента "ДП". -- А то получится как и с самим планом. Историки доказали, что основным составителем был Иван Соколов, а в истории он остался как план Сент-Илера. Так и сейчас, я расскажу о себе, а исполнители забудутся".
<BR>Историк-консультант фирмы "Крига" Анна Сухорукова как-то поведала Николаю Луньковскому о том, что на полках Российского государственного архива Военно-морского флота, что находится в здании как раз напротив атлантов Эрмитажа, хранится огромный прорисованный трехмерный план города времен Екатерины Второй. В открытом доступе план практически никогда не был, ученым выдаются лишь фотокопии, тем не менее бумажные планшеты медленно разрушаются. Обыватели не то что никогда в глаза не видели эту карту города, но и вряд ли когда-либо слышали о ней.<BR>Всего сохранилось 116 листов разного размера и 16 фрагментов плана, на которых во всех подробностях в трехмерной проекции изображен Петербург середины ХVIII века. Подробности действительно все: видны собачьи будки, заборы, слуховые окна и даже лепные украшения на фасадах зданий.<BR>Большая часть плана черно-белая, но некоторые фрагменты раскрашены акварелью.<BR>Разложить все листы плана в новые времена никто не пробовал: было ни к чему, да и такой площади, на которой разместилась бы вся карта, нет. Лишь однажды на выставке в Стокгольме был разложен план половины Васильевского острова. Карта размером 6,5 х 9,25 м заняла площадь около 60 м2. И это только половина острова, остальная часть во времена Екатерины еще не была застроена, а потому ее не зарисовывали.<BR><BR><B>Зимние зарисовки</B><BR>Зимой 1765 года 15 человек -- учеников Академии художеств во главе с французом Пьером де Сент-Илером вышли на улицы Петербурга с планшетами, красками, грифелями, цепями и веревками. Группами по трое они ходили от дома к дому и зарисовывали их внешний вид. Один делал рисунки, второй снимал географические планы, третий измерял цепью высоту и ширину зданий. Чтобы рисовать было не холодно, были сооружены передвижные деревянные домики. На местности работали исключительно зимой, чтобы листья деревьев ничего не закрывали.<BR>Жители столицы отнеслись к новым начинаниям с недоверием, рисовальщиков в свои дворы пускали с неохотой, а то и вовсе не пускали. Прямо как сегодня, когда жильцы не хотят открывать дверь контролерам из "Петроэлектросбыта" или из жилконторы. В екатерининские времена сопротивление сломили быстро. Каждому ученику выдали специальное удостоверение и приказали полиции и солдатам охранять места проведения работ и способствовать в переговорах между жильцами и составителями "плана с фасадами". Населению для пользы дела было объявлено, "чтоб никто не дерзал ни под каким видом препятствовать в исполнении сего важного мероприятия". Городские газеты опубликовали объявления, информирующие о проведении работ.<BR>Общая сумма, которая была потрачена из казны на составление аксонометрического плана, неизвестна. Топ-менеджер проекта, инициатор и первый руководитель группы француз де Сент-Илен получал жалованье 1500 рублей в год. Его ближайший помощник Алексей Горихвостов получал 250 рублей в год. Вместо запланированных трех рисовальщики фиксировали городские подробности 5 лет. За это время сменился руководитель группы и поменялся состав исполнителей, некоторые здания успели разрушить и на их месте построить новые.<BR>Аксонометрический план не был закончен, но и то, что было сделано, поражает своей глобальностью. Русские в очередной раз переплюнули все западные державы масштабностью действий. "Такие планы есть в Париже, Амстердаме, Берлине, но плана с такой степенью детализации нет нигде", -- уверяет Тамара Мазур, хранительница плана де Сент-Илера, заместитель директора Российского государственного архива Военно-морского флота РФ.<BR><BR><B>Сами с усами</B><BR>Компания "Крига", взявшаяся за первое издание аксонометрического плана де Сент-Илера, пока не очень понимает, чем и когда это все закончится. Единственное, что известно доподлинно, что издание альбома с планом будет делом дорогим и хлопотным. "Было бы логично, чтобы альбом вышел к 300-летию Петербурга, но пока мы не знаем, удастся ли нам это. В Комитет по подготовке празднования мы сами не пошли, так как эта структура денег не дает, а только ищет тех, за чей счет можно провести все празднование юбилея", -- поясняет Светлана Морозова, начальник отдела сбыта и маркетинга ООО "Крига". В фирме не стали оглашать, во сколько обойдется проект, сообщили только, что сумма исчисляется десятками тысяч долларов.<BR>"Мы хотим, чтобы это было очень хорошее издание, стоить альбом будет порядка $200. Скорее всего, мы будем печатать эту книгу даже не в Финляндии -- может быть, в Германии. Но основные расходы, конечно, не на печать, а на подготовку материала", -- рассказывает Светлана Морозова. На сегодня, кстати, половина работы уже сделана, все листы плана отсняты на слайды, написаны вступительные статьи, найдены и отсняты указы Екатерины, связанные с планом.<BR><BR>