Скоропортящиеся куртки, или Как сохранить свое имущество на российской таможне

Валерий Глыздов, главный специалист по внешнеэкономической деятельности ООО "СТМ":

<BR><BR>Валерий Глыздов, главный специалист по внешнеэкономической деятельности ООО "СТМ":<BR>"Конфискация товаров на таможне -- основной источник доходов региональных таможенных управлений, поэтому вряд ли этот процесс можно как-то остановить. Причем нередко конфискация происходит с молчаливого согласия импортеров, с которыми потом таможенники делятся "наваром".<BR>Как правило, изъятие товаров на таможне происходит мгновенно, и получатель практически ничего не успевает сделать. Единственный вариант сохранения имущества на таможне, который приходит мне в голову, это страхование имущества. Например, в списке предлагаемых услуг многих страховых компаний есть такая статья, как страхование от противоправных действий, мне кажется, она бы подошла к данной ситуации".<BR><BR>Сергей Стажеров, менеджер АОЗТ "Балтик-Терминал":<BR>"Я считаю, что такие случаи происходят исключительно по вине фирм -- получателей груза. Они же не вчера узнали, что должен прибыть груз, и должны были загодя озаботиться получением всех необходимых для декларирования документов. Даже если по каким-то не зависящим от импортера обстоятельствам документы не были получены вовремя, таможня дает ему срок 16 дней со времени прибытия товара, во время которого груз может находиться на таможне без всяких пошлин. Ну, допустим, прошли 16 дней, а документов все еще нет. Даже тогда товар не изымается, а продолжает оставаться на таможне, но только теперь уже капают пени. И только после 60 дней согласно действующему законодательству таможня имеет право изъять товар. Я впервые слышу о такой ситуации и считаю, что она произошла исключительно из-за нерасторопности импортеров".<BR><BR>Александр Грач, исполнительный директор ООО "Оргхим-Экология":<BR>"Этот благотворительный центр, как и многие другие фирмы-получатели, стал жертвой преступников, облаченных в государственные мундиры. В настоящее время нет закона, который мог бы нас защитить, только создаются многочисленные структуры по борьбе с контрабандой, которые на самом деле являются главными контрабандистами. Как правило, у таких структур заключен договор с полулегальными фирмами на реализацию изъятой продукции, все вовлеченные стороны имеют очень приличный доход. Естественно, обиженный действиями таможенников импортер идет в суд, ту же самую государственную структуру, где помощи ему не дождаться, в итоге получается замкнутый круг".<BR><BR>Наталья Багаева, директор Ассоциации экспедиторов СПб:<BR>"Ни одна из фирм, входящих в нашу ассоциацию, пока не сталкивалась с этой ситуацией. Мне она представляется маловероятной. Неужели этот центр не смог найти необходимые документы за 2 месяца -- именно в течение этого срока груз может находиться на таможне. Но даже после этих 2 месяцев есть выход из положения, директор фирмы-импортера просто пишет письмо на имя руководства таможни, в котором объясняет объективные причины задержки документов, и таможенники зачастую идут ему навстречу. Ну хорошо, давайте представим, что все мыслимое и немыслимое сделано, а документы так и не появились. Но даже тогда таможня не имеет права распродавать конфискованный товар. Решение об этом может принимать только суд, и товар может распродаваться только после того, как будет произведена его полная опись, а это занимает много времени".<BR><BR>Леонид Колтон, директор петербургского еврейского благотворительного центра "Хэсэд Авраам":<BR>"Наше дело тянется уже очень давно. Таможня реализовала наши 5000 курток примерно за 2 млн рублей. 30 октября 2001 года городской суд принудил таможню возместить эту сумму нашему центру, но денег мы до сих пор не получили. Затем судебным приставом было возбуждено уголовное дело против Балтийской таможни по факту невыполнения ею своих обязательств.<BR>По моему мнению, этот процесс может растянуться на долгий период. Я соглашусь с генеральным прокурором Петербурга, сказавшим, что на таможне давно уже отлажен конвейер по незаконной конфискации и реализации товара и наш центр попал внутрь этого конвейера. Я хотел бы подчеркнуть моральный аспект этой ситуации, ведь таможня конфисковала куртки, предназначавшиеся старикам, у благотворительного центра, а не у коммерческой структуры. В случае если нам не будет возвращена стоимость этих курток, на таможне останется пятно. Хорошо, что сейчас у таможни уже отсутствует право задерживать товар без объяснений, да и суды теперь все чаще и чаще принимают сторону фирм. Но и при этом нам все равно не избежать бюрократических проволочек". (А.Кол.)<BR><BR>Наталья Павликова, адвокат Петербургской городской коллегии адвокатов:<BR>"В последнее время сложилась система завладения грузов импортеров при фактическом взаимодействии коммерчесских структур, связанных с реализацией таможенного конфиската и государственных правоохранительных органов -- таможни и прокуратуры.<BR>Примечательно, что поводом для заведения дел о нарушении таможенных правил (НТП) (таможня) либо возбуждения уголовных дел по контрабанде (прокуратура) является отказ импортеров совершать неофициальные проплаты для благополучного растаможивания грузов. Цинизм ситуации состоит в том, что никто не предлагает давать взятки. Это подразумевается само собой. Недогадливый импортер может благополучно растаможить партию груза, но можно быть почти уверенным, что при растаможивании следующей партии заработает схема с изъятием груза. Таможня по надуманным основаниям заведет дело по НТП и ввиду крупного размера контрабанды передаст дело в прокуратуру для возбуждения и расследования уголовного дела по контрабанде. Груз будет изъят, осмотрен, приобщен в качестве вещественного доказательства к уголовному делу. В его рамках будет произведена товароведческая экспертиза, которая произведет многократно заниженную оценку груза, затем в целях "целесообразности и избежания дорогостоящего хранения" груз-вещдок будет реализован как скоропортящийся уполномоченной коммерческой организацией по многократно заниженной цене. Вся разница между рыночной стоимостью груза и заниженной стоимостью его реализации будет получена уполномоченной коммерческой структурой. При этом не надо нести затраты ни на таможенное оформление груза (от 10 до 50% его стоимости), ни на транспортировку, ни иные накладные расходы. Данная система нашла свое воплощение при изъятии груза у китайской компании World Corporation. Страдают от этого и другие импортеры. Все это происходит при полном бездействии прокуратуры Петербурга и других исполнительных органов. Избежать данной ситуации можно очень просто: при прохождении груза через таможню определиться с вопросом, кому и сколько вы будете платить".<BR><B>Проблема</B><BR>Петербургский еврейский благотворительный центр "Хэсэд Авраам" получил из-за границы груз -- американские куртки.<BR>Разрешение на получение груза с Балтийской таможни должна была предоставить Межведомственная комиссия по гуманитарной помощи, находящаяся в Москве. Не дожидаясь этого разрешения, Балтийская прокуратура завела дело по контрабанде.<BR>Куртки были изъяты в качестве вещдоков, а затем 5000 из них проданы как товар, подлежащий быстрой порче.<BR>В разное время по постановлению следователей прокуратуры как скоропортящиеся товары продавались бытовая техника, чайники, нержавеющие тарелки и др.<BR>Уголовные дела, по которым были изъяты грузы, Балтийская прокуратура не закрывает, соответственно, бизнесмены не могут получить назад ни товар (продается, как правило, по заниженной цене), ни деньги за него.<BR><BR>"ДП" предлагает бизнесменам рассказать, какая проблема актуальна для них сейчас.<BR>Ваши письма направляйте редактору отдела "Мнения и комментарии" Дмитрию Грозному.<BR>E-mail: grozny@dp.ru, факс: 326-9701, 326-9703