Порту дали 15 суток

В Приморске только что успешно завершились гидравлические испытания нефтехранилища. Это означает, что строительство важнейшей части портового комплекса фактически закончено.

<BR><BR>В Приморске только что успешно завершились гидравлические испытания нефтехранилища. Это означает, что строительство важнейшей части портового комплекса фактически закончено.<BR>"Вместо контрольных двух мы проводили испытания 15 суток", -- сообщил Виктор Фуфаев, генеральный директор ОАО "Коксохиммонтаж", которое является подрядчиком на возведение нефтехранилища. "В резервуары и внутренние трубопроводы нефтехранилища закачивалась вода из Финского залива. Это делается для того, чтобы проверить, как поведут себя сооружения и узлы под давлением. С помощью диагностической аппаратуры специалисты следили, не появятся ли протечки. Испытания прошли отлично -- резервуары дали осадку даже в 2 раза меньше, чем предусмотрено проектом".<BR>Все 10 танков, объем каждого из которых 50 тысяч м3, покрыты антикоррозийным покрытием. Вокруг них построены защитные каре, внутри которых под песком и гравием проложена полиэтиленовая пленка. На нефтехранилище осталось лишь смонтировать противопожарную автоматику, охранные системы и некоторые инженерные узлы. Гидравлические испытания прошли также на 270-километровом магистральном трубопроводе Кириши -- Приморск. Он почти завершен, осталось проложить менее 10 км труб.<BR>Уже на подъезде к Приморскому порту начинает ощущаться биение пульса гигантской стройки. Краны, самосвалы, бетоновозы идут по шоссе почти сплошным потоком, на обочине копаются экскаваторы и трубоукладчики, над верхушками сосен торчит мачта связи. Когда сворачиваешь с Приморского шоссе к морю, становится понятен масштаб строительства. Широкая просека направо показывает дорогу к очистным сооружениям, слева, за административным зданием, белеют свежим антикоррозийным покрытием гигантские резервуары нефтехранилища. А прямо под ногами, за спуском к воде, тянется от берега 700-метровая буква "Т" -- пирс будущего терминала.<BR>Для тех, кто бывал здесь год назад, произошедшие перемены кажутся фантастическими. Не было ничего, кроме расчищенных от леса площадок и котлованов под нефтяные танки. Сейчас -- понятно, что порт, конечная точка Балтийской трубопроводной системы, фактически готов. Хотя еще варят трубопроводы на пирсе, еще стоит непокрашенным один из резервуаров, еще не везде песчаные строительные проезды сменил "цивильный" асфальт. Огромная площадка терминала напоминает муравейник -- на каждом клочке идет интенсивная работа.<BR>Наши...<BR>Строительство на остальных участках Приморского порта пока отстает. На пирсе, который способен принимать сразу два танкера, прокладываются трубопроводы, бетонируется проезжая часть. Задерживается также строительство очистных сооружений, без которых порт эксплуатировать невозможно.<BR>Впрочем, во всех отчетах официальных лиц "выражается уверенность в том, что первый танкер уйдет из Приморска в декабре нынешнего года, как и предусмотрено графиком". Генеральный заказчик -- государственная акционерная компания "Транснефть" не скупится на средства, а подрядчики их охотно запрашивают. В контракт включено условие об индексации стоимости строительства, что и происходит.<BR>Строители уже на четверть превысили первоначальную смету в $460 млн. В результате строительство в 2001 году продолжается за счет привлеченных банковских кредитов (хотя начинали строить первую очередь за счет средств, собранных с нефтяных компаний в виде т.н. "инвестиционной составляющей", включенной в тариф за прокачку нефти по трубопроводам, принадлежащим АК "Транснефть").<BR>"Инвестиционная составляющая" была введена специально для строительства Балтийской трубопроводной системы, однако затем часть саккумулированных средств ушла на прокладку нефтепровода в обход Чечни. Сейчас власти Ленинградской области и представители "Транснефти" настаивают на сохранении "инвестиционной составляющей", с тем чтобы приступить с строительству второй очереди БТС. Она предполагает прокладку дополнительных ниток нефтепровода от Ярославля до Киришей, расширение нефтехранилища в Приморске, а также строительство еще одной перекачивающей станции, что увеличит пропускную способность системы с 12 до 18 млн тонн нефти в год. Стоимость второй очереди может достигать 7 млрд рублей. По словам президента АК "Транснефть" Семена Вайнштока, соответствующее постановление федерального Правительства будет подписано в ближайшее время.<BR><B>И не наши</B><BR>Развитие БТС не исключает привлечения средств с Запада, в том числе и от финского концерна Fortum. Взамен финны потребуют строительства дополнительной "трубы" мощностью до 10 млн тонн в год до Порво, где расположены нефтеналивной порт и нефтеперерабатывающий завод. Переговоры об этом шли и во время последнего визита Владимира Путина в Финляндию. В таком случае "патриотичность" БТС, которую всегда представляли как "наш ответ финнам и прибалтам", окажется весьма сомнительной.<BR>Также меньше года назад считалось, что дочерняя компания "Транснефти" ОАО "Балтийская трубопроводная система" займется строительством и эксплуатацией БТС, а разговоры о ее возможной реорганизации называли "ерундой". Сейчас ОАО "БТС" ликвидируют, а его место займет созданное в 2000 году предприятие -- ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы".<BR>Оно должно начать функционировать уже с 1 октября. Генеральным директором "Балтийских магистральных нефтепроводов" назначен Виктор Александров, руководивший до сих пор ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы". В настоящее время идет формирование основных фондов компании. Помимо БТС "Балтийским магистральным нефтепроводам" передаются Великолукское и Ярославское районные управления, входящие в состав ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы".