Железная дорога играет с тарифами

Экспортеры Северо-Запада ждут отмены валютного тарифа на грузы, следующие в российские порты.

<BR><BR>Экспортеры Северо-Запада ждут отмены валютного тарифа на грузы, следующие в российские порты.<BR>Дата введения этого решения постоянно откладывается. Ситуация с тарифами на перевозки по железной дороге сродни сюжетам из шпионских романов, полных тайн и внезапных решений. <BR>Так, повышение внутрироссийских тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 17,5%, произошедшее 1 июля 2001 года, должно было случиться еще 3 июня. Уже после его объявления оно было отменено. Об увеличении ставок с 1 июля было сообщено так, что некоторые посчитали, что на самом деле ничего не изменилось. Неудивительно, если и унификация внутреннего и экспортного тарифов пройдет по-тихому. <BR><BR><B>На экспорт по-чистому</B><BR>Именно отмена специального тарифа для экспортных грузов, следующих по территории России, должна стать решающим шагом МПС по реформированию тарифной сетки. Сейчас для грузов, следующих на экспорт до российских портов, действует тариф, который в 2, а то и в 3 раза выше внутрироссийского. <BR>Эта ситуация соблазняет бизнесменов на не совсем чистые операции. Например, можно оформить получателем груза формальное юридическое лицо, расположенное близко к границе, и везти экспортный, по сути, груз по внутрироссийским тарифам, которые, как уже говорилось, намного ниже МТТ. Потом эта подставная компания оформляет груз уже на экспорт. <BR>Петербург удачно расположен близко к границе, к тому же имеет порт. Подобные схемы доставки осуществляются здесь постоянно. Ими пользуются не только фирмы-однодневки, но и крупные экспедиторы, которых двигает на это рынок и конкуренция. На возможность мошенничества в связи с существованием экспортно-импортного тарифа указывал министру МПС Николаю Аксененко и Президент России Владимир Путин, когда говорил, что "валютный тариф... используется проходимцами".<BR><BR><B>Первый шаг для отечества</B><BR>Нынешнее повышение внутрироссийских тарифов сильно ударит по компаниям, работающим на внутренний рынок и на внутреннем сырье. Сдерживание роста внутрироссийского тарифа после кризиса 1998 года практически помогло металлургической, лесной и топливной промышленности выжить. Значит, нынешнее повышение в большей степени затронет именно эти отрасли. В наибольшей степени оно скажется на грузах, относящихся к категории "массовых", с высокой транспортной составляющей, таких, как щебень, уголь. В общих объемах погрузки Октябрьской железной дороги (ОЖД) строительные грузы наиболее объемны и занимают почти 25%. <BR>Еще 3 июня 2001 года после объявления о повышении тарифа на внутрироссийские перевозки на ОЖД говорили о возможных отказах от погрузки. "Мы уже получили на 300 тыс. тонн отказов, в частности от ОАО "Аппатиты", - рассказывал тогда Андрей Ширяев, начальник Дорожного Центра фирменного транспортного обслуживания ОЖД. Чем дольше будет затягиваться унификация тарифа, тем больше доходов получит дорога, особенно, если учесть, что объемы погрузки по внутренним перевозкам на ОЖД чуть ли не в 3 раза выше, чем на экспорт. <BR><BR><B>Экспорт сравняют </B><BR>Не спасет компании, ориентированные на внутренний рынок, и отмена экспортного тарифа. Одновременно с этим решением тарифы на внутрироссийские перевозки опять немного подрастут, на сей раз дифференцированно по видам грузов. Общее повышение, по словам Андрея Ширяева, составит около 27%. <BR>"Если учесть уравнивание внутреннего и экспортного тарифов, то повышения как такового не произойдет", - утверждает он. Однако это верно только для компаний, занимающихся экспортом и импортом. "Унификация тарифов положительная тенденция для наших клиентов, работающих на внешних рынках", - говорит Андрей Выселка, менеджер по логистике ЗАО "Транскон".