Каннский фестиваль показал очень разную любовь

На 12 фестивальных дней многие простые жители Канна уезжают из города и сдают свои квартиры.

<BR><BR>На 12 фестивальных дней многие простые жители Канна уезжают из города и сдают свои квартиры.<BR>Таким образом они убивают двух зайцев: не портят нервы в ужасной толпе, беспрерывно текущей по набережной Круазетт, и зарабатывают неплохие деньги - ведь жилье, как и всё в эти дни, дорожает.<BR>В этом году на Французской Ривьере стояли холода: мечталось о джинсах, горячем чае и впору было покупать зонтик.<BR>Главный фестиваль мира - рай для киноманов: можно сутками смотреть кино, даже не выходя из дворца, а просто переходя из зала в зал. Все основные программы - конкурс, "Особый взгляд", "Золотая камера" и выдающиеся внеконкурсные картины показывают именно здесь. Правда, чтобы попасть на просмотр, надо иметь аккредитацию или быть приглашенным. Журналисты, хоть и жалуются, что попасть на фестиваль непросто, все-таки находятся в привилегированном положении. Конкурсные фильмы они смотрят в 8.30 в зале "Дебюсси" (это тот, главный, к которому ведет знаменитая красная лестница), остальные тоже показывают специально для прессы. Так что при желании и крепком здоровье можно смотреть по шесть картин в день.<BR>В этом году, пожалуй, была лишь одна проблема с "попаданием": конкурсный фильм Жан-Люка Годара показывали в маленьком зале "Базен", и пройти туда смогли далеко не все. Зато те, кто попал, не могли выйти (если сидишь не с краю, мешать соседям здесь не принято), а выйти нестерпимо хотелось: "Ода любви" оказалась явно не лучшим фильмом классика. Так посчитали и члены жюри под предводительством любимой актрисы Бергмана - Лив Ульманн. К сожалению, жюри решило, что и "Телец" Александра Сокурова - единственный российский фильм в конкурсе - не заслуживает наград.<BR><BR><B>Американцы возвращаются</B><BR>Не самые выдающиеся свои фильмы представили в конкурсе Дэвид Линч с Джоэлом Коэном. Хотя им и дали приз за режиссуру, она была просто другой, не такой, как у всех. Если многие фильмы конкурса были сняты в реалистической манере, то Линч возвратился к периоду своего "Твин Пикса" и "Голубого бархата": "Малхолланд драйв" - это загадочные персонажи, игра цвета и света, обрывающиеся сюжетные линии. А братья Коэны стилизовали свою картину "Человек, которого не было" под кино конца 40-х: черно-белое изображение и пространство, из которого будто бы выкачан воздух. <BR>2001-й можно считать годом триумфального возвращения американцев в Каннский конкурс. Пять фильмов, и все как один заслуживающие внимания. "Мулен Руж" даже открывал фестиваль, а это огромная честь. Видимо, посчитав, что быть показанным на церемонии открытия - уже большой подарок, жюри не наградило мюзикл База Лурмана ничем. А жаль. Пожалуй, в конкурсе не было другого фильма, снятого с таким размахом, так легко и изобретательно. Некоторые сцены вызывали в зале гром аплодисментов только благодаря монтажу. Что уж говорить о блистательной паре Николь Кидман - Эван Макгрегор, продемонстрировавшей не только драматический талант, но и незаурядные вокальные данные.<BR><BR><B>Подглядывающие</B><BR>В этом году в Канне было много фильмов, героями которых стали актеры, музыканты, в общем - творцы. При этом редко кто отказывал себе в удовольствии пнуть Голливуд: и Дэвид Линч, и Жан-Люк Годар, и Маноэль де Оливейра - кто с иронией, а кто и с сарказмом "прокатились" по фабрике грез и ее продуктам. <BR>Актеры, играющие актеров. Подглядывание за подглядывающим. Мишель Пикколи в фильме 92-летнего режиссера из Португалии Маноэля де Оливейры (он снимает каждый год по фильму, которые становятся все лучше, и на зависть молодым отплясывает на приеме после премьеры) играет знаменитого французского артиста, который потерял всех родных в автокатастрофе. С ним остается только маленький внук. Персонаж Пикколи продолжает жить. Покупать туфли, пить кофе в любимом кафе, просматривать "Либерасьон", вечерами играть в театре, раздавать автографы, обсуждать новые телевизионные проекты... И только в финале мы понимаем, что он не живет - он просто существует по инерции. Пикколи не роняет ни одной слезинки, он не говорит о своих чувствах и не вспоминает о смерти, он просто дает нам это почувствовать. <BR>Эмманюэль Беар тоже сыграла актрису в фильме Катрин Корсини "Повтор". Ее Натали такова, какими обычно зрители представляют актеров. Нервная, истеричная, непоследовательная, ранимая, взбалмошная. Это история о женской любви-ненависти, о детской дружбе и о том, во что она превратилась. В центре фильма - актерский дуэт Эмманюэль Беар - Паскаль Бюсье. "Повтор" был показан в один из первых фестивальных дней, и многие заметили, что вот и незатейливое кино о лесбийской любви добрело наконец до конкурса Каннского фестиваля. Но впоследствии оказалось, что нежные отношения двух экранных героинь - это скорее не исключение, а правило. <BR>Однако когда во внеконкурсном фильме "Неприятности каждый день" милашка, которую играет Беатрис Даль, съедает в кадре своих любовников, а в картине "Клеман", показанной в "Особом взгляде", 30-летняя женщина занимается любовью с 13-летним мальчиком, становится как-то не по себе. Кстати, оба фильма сняты женщинами. Остается надеяться, что создание фильмов на самом деле помогает им избавляться от комплексов.<BR><BR><B>Страсти и слезы</B><BR>Михаэль Ханеке, прославившийся своими ужасными "Забавными играми", представил в конкурсе "Пианистку" - картину, которая потрясла многих. Но до последней минуты трудно было поверить, что Ханеке, почти каждый год участвующий в фестивале и ничего еще не получивший, уедет из Канна с наградой. <BR>По сравнению с "Забавными играми" в новой работе режиссера нет ничего страшного. Это история об одинокой женщине, которая живет со старухой-матерью (Анни Жирардо), эгоистичной и деспотичной. Героиня любит фантазировать, ей не чужд мазохизм, она посещает секс-шопы. Но когда появляется молодой воздыхатель, она начинает играть с ним в такие игры, правила которых несчастный влюбленный не понимает и не принимает. Изабель Юппер была награждена призом за лучшую женскую роль, и это было воспринято всеми как должное: в конкурсе участвовало много хороших актрис, но ни одна из них не поднялась до уровня гениальности Юппер.<BR>"Пианистка" получила Гран-при, а партнер Юппер - Бенуа Мажимель (он же - муж Жюльетт Бинош) получил приз за мужскую роль - видимо, по инерции.<BR>"Золотая пальмовая ветвь" досталась Нанни Моретти за мелодраму "Комната сына". Простая история о дружной семье, потерявшей сына, никого не оставила равнодушным. Члены жюри, которые смотрели фильм в полдевятого утра вместе с прессой, долго сидели на своих местах и тихонько обсуждали картину. У некоторых глаза были опухшими от слез. Жюри образца 2001 года сделало свой выбор. <BR>Конечно, к Лив Ульманн и компании могут быть претензии - участников много, а призов мало. Но решение предельно корректно, оно не шокирует международную общественность и никого не обижает. <BR><BR><BR><BR>